Регистрация  |  

Языческое мировоззрение

(в сравнении с монотеистическими представлениями)

Статья создавалась в период '99-'00 годов, постоянно дополнялась и корректировалась; статья не выдержана в едином стиле, но в ней концентрированно собраны все необходимые определения, формулировки, афоризмы, интересные и удачные мысли - т.е., фактически, в статье содержится квинтэссенция по рассматриваемым тематикам и затронутым вопросам.

Статья написана в стиле "веселая философия - на пальцах" :o)))

На самом деле, знакомясь с Языческой Философией, многие могут нимало удивиться, когда узнают, что такое язычество на самом деле. У большинства граждан, лишь вскользь знакомых с этой философией, под термином "язычество" ассоциируется как минимум "не совсем то". В современном обществе ныне превалирует средне-стандартное представление "кто такие язычники и что они делают?": они 1) поклоняются деревянным столбам; 2) устраивают оргии; 3) приносят жертвы". Ну а то как же? Именно этим они постоянно и занимаются. Только про "кровь христианских младенцев" еще можно добавить: ее язычники в обязательном порядке каждый день пьют (запихивая ногой под стол труп ребенка ;-) ... Собственно, наиболее точную и ценную информацию о язычестве можно получить, узнав о язычестве непосредственно от представителя этой философии. Действительно, кто может лучше рассказать о своей "вере\религии\философии", как не ее образованный представитель?

Язычество - это Поэзия, Языческая Философия - способ поэтического взгляда на мир.

Прежде всего, язычество - это жизнелюбие, миролюбие. Мир Сей лежит не "во зле", как считают некоторые, а в переплетении двух условных (!) начал, которые антропоцентрично рассуждающее человечество предпочитает называть добром и злом. Собственно, равноценным заявлением было бы утверждение, что "Мир Сей лежит в добре". Поскольку есть мнение, что наш Мир вполне прекрасен, красочен и разноцветен, следовательно, можно сказать и так. Для тех, кто не смотрит на Мир сквозь черно-белые очки, Мир таков и есть. Каково созерцание - такова и философия . И все ощутимое, реальное, плотское, земное, живое - вот вполне достойные объекты любви. Здесь и сейчас. Все это многие язычники любят больше чем "горнее", и больше чем богов.

В язычестве не обязывается любить богов (или даже просто уважать их). Это - можно, но - не обязательно. Любовь и уважение надо заслужить , а потому требовать возникновения этих чувств у кого-либо попросту бессмысленно. Богов язычники славят , а не молятся им, и уже тем более не "поклоняются". И если кто-то заявляет, что он "поклоняется" богам, то это скорее всего не язычник, либо язычник с "очень средним" уровнем интеллекта. Боги в язычестве\родноверии\традиционализме - друзья\родственники, а не "господа\господин". Партнеры, а не "хозяева\хозяин". И никогда прославление богов "на коленях" не происходит - собственно, язычники при обращении к богам вообще не встают на колени (некоторые даже предпочитают клятву такую себе дать). И тяжело-давящей на психику храмовой атрибутики в язычестве нет, ибо Природа сама по себе - храм. Капища устраиваются как правило в лесу или на полянах внутри леса. На капищах ставится статуя чаще всего Сварога ("дида-божия"), Перуна (бога воинов), Велеса (бога мудрости и богатства), либо (реже) - статуи других богов, но бывает и просто стела с изображением солнца или другого языческого символа. В язычестве так называемый "священный символизм" и атрибуты "культа" достаточно аскетичны - в противовес однозначному неприятию аскетизма в жизни и по жизни. У монотеистов все как раз наоборот - напыщенная дорогостоящая атрибутика (естественно, на деньги прихожан приобретенная) - и проповедь аскетизма в жизни: "скорбите, смиряйтесь, подчиняйтесь...", а денежки, сэкономленные смиряющимися прихожанами идут жрецам ("жирным котам на сметану" ;-)) .

В язычестве ОТСУТСТВУЕТ понятие "ереси" . Здесь нет неких однозначных ЗАПОВЕДЕЙ, КАНОНОВ и ДОГМ. Каждый волен сам устанавливать их для себя и вновь отменять если они неактуальны. И потому, в отличие от монотеистических концепций, в язычестве нет такой богооткровенной чехарды сект великих гуру, претендующих на истину в последней инстанции. Нет ни единого культа, ни единых обрядов, ни строгих заоблочно-возвышенных предписаний и писаний. Конкретно обряд - это НЕ некая цель, а средство войти в требуемое состояние сознания. В самом своем принципе - обряды не нужны: если разумное существо настолько контролирует свою психику, что может войти в какое-либо конкретное состояние сознания одной только силой мысли (самонастройка) - в таком случае всякие телодвижения и прочие амулеты - не нужны. Язычество - это комплекс мировоззрения, образа жизни, системы мифов и прежде всего дух, присущий в древние времена пращурам каждого народа.

Язычество - многобожие (политеизм). Богов МНОГО. И каждый язычник выбирает их себе столько, сколько хочет. И если боги с течением времени перестают его устраивать, он может расторгнуть с ними "контракт" и выбрать новых богов. Разные боги со своими уникальными характерами - не есть одно и то же. Но различные их художественные образы являются множественными вариациями Единого Изначального Бога - в славянской мифологической системе это Род. Так же, боги - это одновременно и родители\родственники, и их тоже можно выбирать и менять. Ничего удивительного нет в таком разночтении - во первых, поскольку так называемая "божественная сфера" достаточно аллегорична и, следовательно, не настолько однозначна, чтобы можно было принять за эталон какое-либо одно из решений; а во-вторых потому, что каждый отдельный язычник вправе САМ выбирать ВСЕ, в том числе и решать, кем в первую очередь (и в конкретный момент) для него будут являться боги - друзьями или родственниками, (и даже соперниками\врагами, кем также иногда становятся друзья и родственники).

Бог не может ПОКИНУТЬ, поскольку он не один. Их много, и поэтому всегда есть надежда на помощь со стороны богов. Не нравится бог - не верь в него, выбери другого. Если рассмотреть в этом контексте кровнородственный аспект, то и родственников (как и богов) у человека также может быть хоть пруд пруди, даже море седьмой воды на киселе. С родственниками также можно и ссориться, и мириться, и посылать их куда подальше, и призывать в помощь, и уважать их, и НЕ уважать. По собственному усмотрению , исходя из целесообразности. К тому же, цели могут меняться: то, что вчера представлялось желательным, завтра может стать нежелательным; так что тем более такое отношение (к богам) вполне оправдано. Мы им обязаны\должны ровно столько, сколько они нам. Каждый язычник вправе выбирать, хочет ли он быть обязанным кому-либо. Если ему нравится быть обязанным, если какая-либо обязанность доставляет ему удовольствие, то он поступает соответственно ей. Если же язычнику не нравится какая-либо обязанность, то он как вправе поступить соответственно этой не нравящейся ему обязанности (вопреки собственному нежеланию), так вправе и НЕ поступить; при этом нисколько не мучаясь внутренним конфликтом. Собственно, любая мотивация иррациональна , и все в конце концов сводится к банальному "нравится \ не нравится"... В любом из этих случаев язычник всегда осознает последствия своих действий или бездействия, принимая решение, исходя из представляемой\чувствуемой им индивидуальной целесообразности.

Язычество как бы подобно конструктору, где из разных частей можно собрать для себя какую угодно религию по собственному усмотрению. Это религия индивидуального спроса и индивидуального пользования. Можно сформулировать это так: "сотвори, создавай, сделай себе храм сам, для себя" (ну и, конечно, для ТОГО, кто хочет с тобой вместе что-то общее строить).

Язычество - это жизнерадостное, оптимистическое мировоззрение. Нет ни обязательных постов, ни воздержания, ни жестких предписаний. Оно зовет не страдать, смиряться и ограничиваться, а наслаждаться, действовать, развиваться. Язычество не принуждает и не страшит, оно комфортабельно как индивидуальные апартаменты, оно ласково и жизнелюбиво. Оно зовет жить здесь, сейчас. "Другого места и времени нет!", "Славься Мир Сей!"... В "другом Мире" - другие правила и законы. Вот когда окажемся в "другом Мире" - тогда и будем жить по правилам ТОГО Мира. Но здесь, сейчас, пока никто в точности не знает, "а что же там?" - какой смысл огород-то городить? ЖИТЬ будем? Или будем думать, "как там жить"? На месте разберемся!... Такое понимание наиболее приближено к существующим в "Мире Сем" ПОНИМАЕМЫМ, ВИДИМЫМ и ОЩУТИМЫМ правилам.

В современных категориях язычество можно условно охарактеризовать как " личная религия ". Хотя, на самом деле, Язычество - это не религия, а МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ИСКУССТВО - это будет максимально точно. Ибо что такое религия? (конечно же, по большому счету: Религия - это сделка: выполняешь свод правил и получаешь с полки пирожок). Итак, что входит в понятие "религия"? что включает в себя этот термин?

Религия = догма + поклонение + церемониал + запрет шутить [над перечисленным] .

В язычестве нет ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвертого. Даже если рассматривать "церемониал", то и его как такового также не существует: ибо в язычестве НИГДЕ НЕТ не только обязательных для ВСЕХ предписаний, а даже просто неких единых предписаний. Поли- теизм, много- божие - и нет ничего моно- ! Все выбирается ТОЛЬКО индивидуально, каждым язычником отдельно. (Конечно, в поздние пред-монотеистические времена кое-где были такие извращения - с предписаниями "как и что надо делать". Но СЕГОДНЯ, в современном язычестве, это занафталиненное старье нигде не используется)... И, пожалуй, самое ценное отличие Языческой Философии от ВСЕХ религий - не запрет, а напротив(!), ПООЩРЕНИЕ Чувства Юмора в "божественных вопросах", ПООЩРЕНИЕ способности шутить и смеяться над своими богами, над собственной обрядовостью и прочей атрибутикой. Языческие праздники сопровождаются веселыми играми, танцами, песнями, застольями, где богов не только благодарят и славят, но и юморно подкалывают (или прогоняют, как например Зиму-Марену при встрече Весны). Ведь боги - наши друзья и\или родственники; потому и отношение соответствующее. С языческой точки зрения, к богам именно так и надо относится - чтобы не зазнавались ;-)) А относиться ко всему божественному серьезно - как раз вот это уже и есть патология :о)) Ведь, собственно, серьезность - это способ сделать простые вещи сложными. Так зачем усложнять, скажите на милость?

Ведь жизнь не так проста, как она кажется, а еще проще... Кстати, подумайте над этим: НАСКОЛЬКО ЭТО ВАЖНО - уметь смеяться над собой и своими святынями...

Цель у ВСЕХ религий в принципе одна - заставить подчиняться тем или иным правилам . Кое-какие из этих правил разумные - выработанные здравым смыслом, а не данные свыше - но такие и так соблюдают все граждане, поскольку это попросту выгодно для успешного функционирования в социуме. Но, в большинстве своем, любая религия заставляет существо подчиняться глупым и абсолютно ненужным правилам. Религия выполняет роль некоего сдерживающего фактора, потому что не у всех граждан хватает разума поступать "правильно". Религия (как свод моральных норм) существует для того, чтобы те, кто не умеет мыслить самостоятельно, приносили меньше вреда . Как сказка нужна каждому ребенку, так и религия нужна ребяческому сознанию человечества. Человечество инфантильно - без доброго Деда Мороза, приносящего подарки за хорошее поведение и злой Бабы Яги, могущей утащить в темный лес за плохое поведение - оно не может обходиться. Но религия не нужна тем индивидуалам, которые мыслят самостоятельно, у которых свои ценности и своя точка зрения. Им могут быть интересны Поэзия, Музыка, Философия, ..., иным словом все то, что есть ИСКУССТВО - которое является исключительно(!) свойством разумных существ, и которое как раз и обладает способностью преодолевать запреты и ломать правила. Blessed are those who break the rules.

Язычество - это солнечная, отдающая (человеку, для человека) сила, как бы вектор ИЗВНЕ-В, в отличие от монотеистического (ЛУННОГО) вектора ИЗ-ВО. Sorry, конечно, это все в рамках "примитивного дуализма", но ИНАЧЕ тему сию все равно не раскрыть. Конечно, дуализм сам по себе во многих случаях бывает ОБРАТЕН , и потому чистый дуализм в принципе невозможен. Но все-таки, в основном, здесь дуализм присутствует в определенной степени :о)) Можно также сказать, что суть язычества - в свободе от ВНЕШНИХ ограничений, в стремлении к цельной жизни. Настоящее освобождение (причем, при ЭТОЙ жизни) приносит только та религия\философия, которая обходится БЕЗ догматических оков. Ибо догмы, противоречащие человеческому естеству, превращаются в кандалы.

ПОКЛОНЕНИЕ богам в язычестве отсутствует . Поклонение всегда включает в себя элементы принижения себя перед объектом поклонения и испуганное либо восторженное восхваление его в какой-либо форме; поклонение также всегда включает явный приоритет целей объекта поклонения перед личными; поклонение - это тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое "я" с кем-нибудь и чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую индивиду. Разумная и самостоятельная личность во всем этом не нуждается. Боги - НЕ хозяева, а друзья, партнеры и родители\родственники, они самостоятельные личности (со всеми вытекающими). Разве родителям\друзьям поклоняются ? ;о)) Язычники предпочитают богов "славить", "чтить", но НЕ "поклоняться". Однако здесь следует заметить, что "славление богов" может принимать самые различные формы: от вульгарного восхваления их могущества и признания своего подчинения перед ним (что как раз весьма близко граничит с "поклонением"), до простого и скромного упоминания богов как своих славных Предков, которые (с точки зрения язычника) достойны уважения и доброй памяти, и на которых можно равняться в стремлении самосовершенствоваться...

Впрочем, многие язычники даже не славят богов (незачем), а поддерживают с ними взаимовыгодные отношения + магически работают с ними: воспринимают их как родственников, как друзей, как безликие силы природы, либо иногда комбинированно; некоторых богов - бывает даже и как врагов воспринимают(!), поскольку, например, лично кому-либо конкретные боги приносят больше вреда, чем пользы. Язычник выбирает (богов) для себя, а не боги выбирают (язычника) для самих себя. Здесь различие с монотеистическими религиями значительнейшее: в монорелигиях бог использует и имеет человека (всенародный имелец, так сказать), а в язычестве человек использует и имеет бога (богов). Собственно, так же, как и в жизни: либо вы идете по ней сами, либо вас по ней тащат... Хотя, с другой стороны, " если ты всматриваешься в бездну, бездна начинает смотреть в тебя "...

Как таковые боги (любые) - это антропоцентристское понимание Сил Вселенной , для удобства изображаемые в качестве личностей в сознании (образы с уникальными характерами) или наяву (изображения, статуи). С другой стороны, понимание Природных Сил как личностей, нарекание их именами, изучение их свойств и порядка взаимодействия - это Искусство, Поэзия, Музыка . Умные язычники все это понимают аллегорически и не испытывают некого "священного трепета" перед Образами богов, возникающих в сознании (при инвольтации к соответствующим эгрегорам), или - перед Образами богов, существующими наяву (изображения, статуи). Равно как не испытывают подобных же чувств и перед "священными текстами", не говоря уже о том, что не преклоняют голову и не нагибают спину перед статуями и прочими изображениями богов - а зачем?

То есть, для себя лично каждый язычник строит свою личную языческую концепцию. Ибо язычество - это конструктор, из которого можно собрать самые разные конструкции по собственному усмотрению . "Таковое строительство, - говорит каждый язычник, - идет исходя из тех источников, какие я считаю приемлемыми и достоверными; возможно я ошибаюсь, но главное - я не стою на месте ". Это и хорошо, что каждый волен представлять себе Картину в соответствии со своим собственным вкусом - каждый сам себе искусствовед. В язычестве нет некой "генеральной линии партии", отклонение от которой является некой "ересью". В монотеизмах же такое никогда и нигде не приветствовалось: там все наоборот - ВСЕ представители ВСЕХ монорелигий утверждают свою "наиболее-исконность" и "перво-изначальность". Например, все хтианские конфессии кичатся тем, что, дескать, именно они "самые-самые истинные", ибо более всех остальных соответствуют "духу истинного, первоначального христианства", то есть, ближе всего к первоначальному варианту "нафталина". В язычестве все иначе: степень соответствия представлений язычника тому, что было в древние времена, (в том - древнем язычестве) - не является неким критерием "крутизны" или некой "истинности" .

Более того, язычество честно заявляет: "ВОЗМОЖНО, МЫ ОШИБАЕМСЯ" ; чего никогда (!) не заявит ни одна (!) монотеистическая религия - напротив, все они будут исступленно утверждать, что они "обладатели истины в последней инстанции" и уж никак не могут "ошибаться", ибо... <далее идет демагогия>... (применительно к монорелигиям: имеется в виду [ошибаться] в ДОГМАТИЧЕСКИХ вопросах. Ведь признание ошибок прошлого - не есть одно и то же, что в настоящем времени говорить "возможно, мы [сейчас] ошибаемся").

У нас, язычников современности, есть ГЛАВНЫЙ КЛЮЧ: язычество, являясь ПОЛИ-философией (а НЕ моно-философией), НИКОГДА не претендовало на "истину в последней инстанции", а напротив, ВСЕГДА подразумевало множественность и многообразие - и богов, и (соответственно) путей и истин. За всей мишурой древних воззрений, наши предки дали нам этот, ГЛАВНЫЙ КЛЮЧ - множественность путей , которые можно выбирать для себя, совмещать их, или же вообще - идти ВНЕ дорог (как внедорожник)... Так зачем нам старый древний "деревянный велосипед"? От него не осталась даже рама - только ПРИНЦИП движения . Корпус другой - из металла и пластика, колеса другие - крупные, шипованные и крепко держащие дорогу, мотор новый - мощный, работающий на современном топливе, рулевое управление - модернизировано и подогнано до совершенства: из древнего велосипеда получился хороший мотоцикл - Harley Davidson ;о)) То язычество, которое было у предков - это для них было хорошо и правильно. А мы, современные язычники, живем ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, и, соответственно АНТИ-догматичности Языческой Философии, мы совершенствуем себя и свои "средства передвижения" - язычеств а множественным числом. Наши Предки были бы только "за!", если бы знали, что мы - растем, совершенствуемся и созидаем новое - точно так же, как родители радуются тому, как растут их дети . Так что вопрос не в соответствии древнейшему варианту какого-либо изобретения (деревянный велосипед-самокат без цепьевой передачи на мускульной тяге), а вопрос в том, КАК все изобретенное использовать . Велосипед апгрейдится и превращается в роскошный Harley Davidson. Зачем ездить на стареньком велосипеде, если есть Харлей? Впрочем, если среди современных язычников находятся желающие передвигаться на древних "деревянных самокатах" - никто их не осуждает - возможно, им именно так удобнее или же просто по приколу :-)) . Дело в том, что язычеств столько, сколько язычников. Это правильно и удобно - каждому свое ... а своему каждое... ну не чужое ведь! ;-)) Так же, соответственно возможностям индивидуального выбора ВСЕГО, в язычестве допустимо любое понимание "божественной сферы"...

Собственно, в язычестве допустимо все, в том числе и любой абсурд ;о)) Ну, например, если кому-то это ну оччччень уж захочется - так что, запрещать что ли? Язычество (как и Поэзия) ничего не запрещает. Ведь, действительно, запретам попросту НЕОТКУДА следовать, ибо каких-либо единых для всех догм - нет, а понятие ереси - попросту отсутствует . Просто, если это будет "абсурд" - то это уже не будет "язычество" (равно как неизящное стихосложение уже не будет Поэзией) ... Вообще, ЛЮБАЯ религия абсурдна. Но язычество - не религия, а философия, искусство, поэзия, музыка . А ведь что такое, в частности, философия? - наука доказывать антинаучное ;-) Но если же все-таки (условно) считать язычество "религией", то это будет действительно "наименее абсурдная религия"... (Вот такая загогулина получается © Б.Н.Ельцин :о)) ...

Ладно, немного пошутили, и хватит. Теперь серьезно }:-E~~~ На самом деле все куда проще: самостоятельно мыслящему не нужны ВНЕШНИЕ ограничения в виде "однозначно-толковательных постулатов" или чего угодно другого (sapienti sat)... Таковой свободный гражданин сам "ограничивает" себя в чем-либо, где видит в этом смысл . Таковой самостоятельно мыслящий выбирает собственные ВНУТРЕННИЕ ограничения, какие он САМ считает нужным соблюдать ... Ну а если кому-то удобнее пространство собственного мозга отдавать в аренду святому пахарю со священным плугом - это его право; только после обработки мозгов таковым священным плугом человек обычно начинает повторять ЧУЖИЕ слова. На вспаханных чужим плугом мозгах вырастают ЧУЖИЕ мысли.

Любая монотеистическая религия пытается доказать человеку, что он в действительности не обладает свободой, что в итоге снимает с человека всякую ответственность за собственное бытие, ибо оно "предопределено богом". В то же самое время любая монорелигия утверждает, что мы несем ответственность за собственные деяния, что ставит ее утверждения в один ряд с психотическим бредом, ибо она с непоколебимой уверенностью одновременно утверждает взаимоисключающие понятия.

Собственно, там где нет Свободы Мышления, не может быть ни логики, ни любви (ни "головы", ни "сердца"). И если чьи-то мозги не умеют работать без некой (любой!) "священной книги" - то их лучше не трогать вовсе, бесполезно. Если кто-то кому-то подарил мозги - то потерял ВСЕ. Себя - в первую очередь; свою личность, свою Свободу, свою Жизнь, наконец... Вообще, можно заметить, что у тех, кто не умеет размышлять, например, БЕЗ Библии - микросхема в голове. Вполне серьезно, между прочим: и говорят, и действуют уже не сами эти люди, а микросхема в их голове - она, эта злосчастная микросхема - полностью ими управляет. Биороботы, в общем... Собственно, верно было сказано: Свобода - это преодоление того ВНЕШНЕГО, которое все-таки подчиняет меня себе. Поэтому, если некто однажды признал, что САМ устанавливает ценности, он может желать теперь только одного - Свободы как основания всех ценностей.

Большинство людей, недостаточно самостоятельно умеющих думать, заблуждаются, что подобная свобода (без жестких пальцеуказаний богов, что "зя", а что "низзя") явится причиной некоего беспредела и самодурства. Для умных - не явится. Ибо Свобода - это прежде всего ответственность . Люди разумные это понимают. "Овцы" же, напротив, действительно, без пастуха просто пропадут. Ведь для глупых овец, действительно, подобная свобода явится причиной очередной стадной дурости и беспорядка, которая принесет только вред всему этому пасущемуся социуму. Поэтому для обитателей тучных лугов наиболее эффективными являются именно кнут пастуха и собаки, служащие пастуху. И все это обязательно должно быть с таким непременным атрибутом как СТРАХ (наказания)... Но людям разумным, которые учатся на своих ошибках и людям мудрым, которые учатся на чужих ошибках, не нужны приказы\указания свыше. Их жизненный опыт и бытовой здравый смысл, выработанный в процессе размышлений и самообучения, позволяют обходиться и без таковых ВНЕШНИХ ограничений, будь то Уголовный Кодекс или священные заповеди. Предписанные для средне-стадного индивидуума правила и законы - для разумного существа являются всего лишь "рекомендациями" (и не более), которые чаще просто целесообразно исполнять. Если же эти рекомендации нарушаются разумным человеком, то не "просто так", а именно "по необходимости". Причем, нарушаются они легко и свободно, без какого либо внутреннего конфликта с такой абстрактной категорией как совесть (ее прекрасно заменяют мозги, у кого они есть). Ибо нарушение данных "рекомендаций" у разумного существа происходит всегда СОЗНАТЕЛЬНО, он всегда готов ответить за последствия своих самостоятельных действий.

Свобода - это прежде всего ответственность. Соответственно: или вы принимаете реше

Яндекс.Метрика