Регистрация  |  

Сердце Церкви

Что такое исихазм?

Начнем со сложившихся определений. Определение общепринятое: рациональное и энциклопедическое из эпохи исторического материализма. ИСИХАЗМ (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле - этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через "очищение сердца "слезами и самососредоточение сознания; включало систему психофизического контроля, имеющую некоторое внешнее сходство с методами йоги. Возникло в 4-7 вв., возродилось в кон. 13-14 вв. (Григорий Синаит, Нил Сорский). В более узком смысле - религиозно-философское учение Григория Паламы.

Определение из настольной книги священно-церковнослужителей православной церкви начала 20 в., апостасийное, почерпнутое из подсознательных истоков варлаамизма и имяборчества, в котором исихасты причисляются к секте. О них говорится, что " вздорное мнение исихастов о условиях восприятия несозданного света вскоре само собой предано было забвению ", и исихасты " думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей ".

Можно найти еще множество других "не развитых" и субъективных определений исихазма, например, у А. Дугина, как эзотеризма в православии. Или исихазма как чаяния у евангелистов-баптистов. Тут уж, кто, чем "болеет", на то и жалуется... Определение исихазма, отражающие склонности авторов, можно найти на " Русском небе " и у О. Климкова. Есть определения и невежественно-смешные - ссылок приводить не будем. Предложим, как нам видится, более полное, символическое определение исихазма, вводящее в таинство Слова.

ИСИХАЗМ - Сердце Христова Тела

Исихазм - сердце доброе и умное, которое биением своим направляет животворный ток Крови Христовой. Омывая в Божией любви, оно наделяет первородством родившихся свыше и дарует жизнь вечную. Сердце Церкви сокровенно, и доступ к нему открывается лишь тому, кто чистым сердцем своим видит Бога и входит в Царствие Божие.Это - мистико-богословское определение исихазма. Так исихазм открывается в умопостижении.

Для входящих стезей человеческого дерзновения исихазм предстает как целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожения души и тела. Это учение-действие затрагивает все сферы человеческой жизни:

  • умопостигаемую, уготовляя в подвижнике ум Христов, и раскрываясь как исихастское богословие и практическое учение о методах и способах богопостижения;

  • чувственную, очищая ее от скверны страстей через разработанную практику борьбы с грехами и наполняя светом благодатных переживаний;

  • физическую, проявляясь специфически в психосоматических приемах молитвы и, совершенным образом, низводя благодатные энергии в физическое тело.

Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа. Исихазм обладает мощным зарядом творческой созидающей силы, поэтому можно и должно говорить об исихастской инициации истинного творчества в различных областях искусства и деятельности. Такое творчество несет в себе пророческую харизму и глубинный, сокровенный смысл. И наконец, исихазм, развернутый во времени и пространстве, имеет свою богатую лицами и событиями историю, через которую просвечивает ткань метаисторического процесса земного становления Церкви.

Известный мистик и святой VII века преп. Исаак Сирин сказал, что молчание - таинство будущего века . Исихазм открыт Грядущему в вечности и уже в веке сем позволяет приобщиться таинству священнобезмолвия.

Яндекс.Метрика