ВАРДХАМАНА МАХАВИРА И ЕГО ЧУДЕСНОЕ РОЖДЕНИЕ
Царевич Вардхамана, получивший почётное прозвание "Махавира" (в переводе с санскрита это означает "Великий Герой") был основателем джайнизма - религии, по сей день исповедуемой в Индии, США и других странах мира. Обычно Махавира считается старшим современником Будды Шакьямуни: традиционно принятая дата его рождения - 599 г. (или 562 г.) до н. э., а смерти - 490 г. до н. э. Правда, согласно некоторым современным исследователям, жизнь его с большей вероятностью можно отнести чуть ли не на век позже.
По представлениям джайнов, Махавира был последним, двадцать четвёртым в ряду Тиртхaнкаров (это слово означает буквально "Создатель переправы или брода"), т. е. великих людей, указавших человечеству путь ко спасению. Поскольку Махавира "победил мир", его назвали "Джина", т. е. "Победитель", а основанная им религия стала называться "джайнизмом".
В некоторых джайнских источниках ("Ачаранга-сутра", "Кальпа-сутра" и т. п.) излагается легенда о чудесном рождении Махавиры. В ней, несомненно, отразился конфликт между двумя высшими сословиями древнеиндийского общества: жрецами-брахмaнами и воинами-кшaтриями. Однако для нас важнее то, что эта легенда удивительным образом предугадывает один из методов искусственной репродукции человека, осуществлённый в наше время на деле.
Всё началось задолго до того, как в 13-й день светлой половины месяца Чайтра, за 43 года до начала эры Викрaма, у царя Сиддхaртхи и царицы Тришaлы родился мальчик, которого назвали Вардхамaной и который впоследствии удостоился почётного прозвания "Махавира". У этого события была важная и весьма необычная предыстория. Дело в том, что, прежде чем воплотиться в мире людей в последний раз, будущий Махавира, носивший тогда имя Маричи, принял одно важное решение.
I. Гордыня Маричи (будущего Махавиры)
Преисполнившись гордыни и тщеславного дурмана,
Стал подумывать Маричи, что ему в семье брахмaна
После смерти неизбежной полагается родиться:
Мол, Великому Герою лишь такой удел годится!
Так решил он - и, предавшись покаяниям, обетам,
Медитациям, лишеньям, столь ретивым стал аскетом
И такую нажил карму, что никто не счёл бы странным
Полагать, что в новом теле возродится он брахманом.
Умерев, Маричи тут же перенёсся в мир небесный
И изведал в полной мере жизни тамошней чудесной.
А когда плоды деяний на его созрели древе -
У брахмaнки Деванaнды воплотился он во чреве.
II. Гнев Индры и его поручение Харинайгамeше
Через 82 дня после этого события всесильный и грозный Индра, царь богов, восседал, как обычно, на своём престоле на небесах. И вдруг его неколебимый престол покачнулся, зашатался, затрясся! Индра поразился и обеспокоился: видимо, произошло нечто такое, что может поколебать его безграничную власть. В отличие от земных владык, царь богов не нуждался в соглядатаях и тайных агентах: он сам обладал всеведением, т. е. способностью при необходимости узнать всё, буквально всё. И на сей раз эта способность ему сильно пригодилась.
Грозный Индра, царь и воин, Громовержец, бог могучий,
Разузнав об этом деле, стал чернее чёрной тучи.
"Вот так раз!", - негодовал он, - "Как Мы жить-то дальше будем?
Лишь у кшатриев рождаться суждено великим людям!
Ни брахмaнов, ни торговцев, ни прислугу, ни изгоев
Никогда не наделял Я правом порождать героев!
Кшатрии - мои любимцы, им всегда почёт особый...
И тягаться смеет этот выскочка - с Моей особой?
Ну, держись!.." - и в яром гневе шлёт он вестников поспешно
За бесстрашным полководцем, славным Харинайгамeшей.
Тот немедленно явился, как положено военным,
И припал покорно к трону Повелителя Вселенной.
Чтo сказал вояке Индра, кaк звучало порученье -
Это выяснится вскоре, при последующем чтеньи.
Скажем только, что рубака, своего достойный званья,
Не знавал ещё такого деликатного заданья.
Выйдя прочь, он долго хмыкал и почёсывал в затылке,
Приложился потихоньку то ли к фляге, то ль к бутылке,
Крякнул, задал перцу страже и отправился на дело...
Нет, недаром полководцу Индра доверял всецело!
III. Сны Тришалы
Между тем в мире людей царь Сиддхaртха и царица Тришaла трепетали от радостного ожидания: по их расчётам, подходил к концу третий месяц беременности царицы. Дети в Индии всегда были и остаются горячо желанными; а царю, кроме того, нужен был достойный наследник. И тут случилось нечто необычное...
Как-то ночью, в месяц Чайтра, когда кроткая Тришала
Рядом с доблестным Сиддхартхой в царской спальне почивала,
Снится чудный сон царице: Слон невиданный и дивный;
Твёрдый шаг, чепрак узорный и четыре грозных бивня.
После этого Тришале Бык величественный снится:
Мощный горб, рога крутые, шерсть на солнышке лоснится.
В третьем сне был Лев свирепый: обнажив когтей кинжалы,
Зарычав, блеснув клыками, впрыгнул он в уста Тришалы.
Сон четвёртый: красный лотос, а на нём - краса и чудо:
Шри Лакшмби, богиня счастья, в жемчугах и изумрудах.
Пятый сон: с небес Гирлянда драгоценная свисает
И цветочным ароматом на весь мир благоухает.
Сон шестой Тришала видит: полный диск Луны лучистой
Средь ночного небосвода, ослепительный и чистый.
Сон седьмой: в небесной выси Солнце красное сияет
И огнистыми лучами тьму ночную разгоняет.
Сон восьмой: на жёлтом древке Стяг со львом среди узоров,
Равномерно колыхаясь, радует людские взоры.
Сон девятый: золотая Ваза с чистою водою,
Освежающей страдальца, истомлённого жарою.
Сон десятый: Пруд волшебный, лебедей приют желанный,
Полный Лотосов цветущих - розовых, благоуханных.
Сон одиннадцатый: судно, что по воле капитана
Держит путь свой неуклонно по пучине Океана.
Странный звук, чудесный рокот вслед за тем Тришале снится:
Это едет небожитель на Небесной Колеснице.
Дальше - груда Самоцветов со всего честнoго мира:
Лалы, яхонты, смарагды, адаманты и сапфиры.
И последний сон: жаровня, в ней Огонь неугасимый
Полыхает ровно, ярко, но без копоти и дыма.
Толкователи во дворце царя Сиддхартхи объясняют значение снов
Разбудив поспешно мужа, изумлённая Тришала
Все четырнадцать волшебных снов ему пересказала.
Тот молчал минут пятнадцать и поигрывал браслетом.
"Спи", - сказал потом, - "а утром побеседуем об этом".
Встав пораньше, царь Сиддхартха во дворец велел явиться
Мудрецам и звездочётам, ясновидцам и сновидцам.
Долго длилось совещанье... Наконец, воззрившись долу,
Старый жрец, слепой и мудрый, чинно подошёл к престолу
И промолвил: "Веселитесь, царь и кроткаяцарица!
Все согласны в том, что скоро сын-герой у вас родится.
Словно Слон - в лесной чащобе, путь пробьёт он в этом мире,
А за ним пойдут другие, разобравшись по четыре.
Бык могучий предвещает: быть ему вождём духовным;
Словно Лев, он растерзает всех врагов в войне бескровной;
Как Лакшмби, богиню счастья, звать его в молитвах будут;
Словно аромат Гирлянды, дух его проникнет всюду;
Как Луна, он уничтожит всех живых существ страданья
И разгонит, словно Солнце, тьму греха и мрак незнанья.
Ввысь победно вознесёт он Знамя нового Ученья;
Тем, кто истины возжаждал, даст он мир и облегченье;
Словно Пруд великолепный, полный Лотосов цветущих,
Будет чист он и свободен от грехов, людей гнетущих.
Ради блага всех, кто дышит, в Океане своенравном
Горя, зла, смертей и бедствий - он наладит переправу.
Даже боги, у которых жизнь в усладах вечных длится,
Съедутся почтить героя на Небесных Колесницах.
Все достоинства он скопит, словно редкие Каменья,
И пылать Огнём бездымным суждено его Ученью".
Так сказав, брахмaн почтенный соизволил удалиться.
Царь же распустил собранье, щедро наградив провидцев.
Выслушав толкование, царь и царица испытали двойственное чувство. С одной стороны, они были горды тем, что их будущий сын станет великим Учителем. Но, с другой стороны, царю нужен был преемник на троне, способный удержать и взрастить державу!..
В этом сомнении мы и оставим Сиддхартху и Тришалу, чтобы вернуться к небесному полководцу Харинайгамeше и к тому заданию, которое дал ему Индра.
IV. Истинная подплёка событий
Джайнская традиция утверждает, что те же самые четырнадцать вещих снов приснились и брахмaнке Деванaнде в ту ночь, когда будущий Махавира воплотился у неё во чреве. Через 82 дня они буквально повторились, но теперь уже для царицы (а значит, кшaтрийки) Тришалы. В чём же причина повтора этого волшебного ночного киносеанса из четырнадцати серий?
Здесь мы подходим к самому существу дела. Поручение, данное Индрой Харинайгамeше (см. выше), было и вправду деликатным. Допустить, чтобы Великий Герой родился от брахмaнки, Индра не мог. Поэтому Харинайгамeше пришлось, прибегнув к своим сверхчеловеческим способностям, проникнуть в покой, где мирно спала брахмaнка Деванaнда, и незаметно извлечь зародыш из её утробы.
Затем, осторожно держа в руках зародыш, Харинайгамeша во мгновение ока перенёсся в спальню царицы Тришалы. Приблизившись к спящей царице, он опять же извлёк зародыш из её утробы и вложил вместо него другой, принесённый им, извлечённый из чрева Деванaнды. Из него-то и вырос впоследствии Махавира, Великий Герой.
После этого Харинайгамeша опять перенёсся в покой, где по-прежнему мирно спала брахмaнка Деванaнда, и незаметно вложил в её чрево зародыш, извлечённый им из утробы Тришалы. Таким образом, он поменял местами два зародыша двух женщин: брахмaнки и кшaтрийки. В этом-то и заключалось поручение Индры. Облегчённо вздохнув, Харинайгамeша отправился к царю богов, чтобы доложить об успешно выполненном задании.
Таким образом, обе женщины, сами о том не подозревая, стали, как сейчас принято выражаться, "суррогатными матерями". Зачали они, как нетрудно догадаться, в один и тот же день, так что к моменту трансплантации зародыши было ровесниками. Это, несомненно, учёл в своём замысле Индра. Кроме того, знаменательным представляется настойчивое указание на возраст зародышей к моменту трансплантации: 82 дня. Это ровно три лунных месяца, три лунных цикла. Случайно ли джайнская легенда приводит именно этот срок беременности?
V. Эпилог
Итак, замысел Индры удался, а предсказание, данное царю Сиддхaртхе и царице Тришaле, впоследствии полностью сбылось. Будущий основатель джайнизма родился в царской семье - то есть, несомненно, у кшатриев. Пока Тришала была беременна, царство Сиддхaртхи увеличилось и стало ещё более могучим: поэтому новорождённого царевича и назвали "Вардхамaна", т. е. "Возрастающий".
Собственно говоря, история Махавиры с этого только начинается. Однако здесь не место для того, чтобы её рассказывать. Поэтому мы не будем говорить о том, как благодаря своей отваге и физической мощи молодой царевич заслужил почётное прозвище "Великого Героя"; о том, как он, разочаровавшись в роскоши и неге царского дворца, решил стать отшельником; о том, как он предавался самой изнурительной аскезе; о том, как он дал обет ничего не есть до тех пор, пока обритая наголо царевна в ножных кандалах, ослабленная трёхдневной голодовкой и залитая слезами, не предложит ему подаяние, свесившись из окна темницы (и это невероятное стечение обстоятельств всё же произошло пять месяцев и двадцать пять дней спустя!); о том, как он безропотно сносил самую грязную брань и самые жестокие побои, приняв типичную джайнскую позу "кайотсарга" (см. иллюстрацию), воплощающую собою полное предание себя на произвол судьбы, полный отказ от какого бы то ни было сопротивления; о том, как, достигнув наконец желанного каждому джайну состояния "кайвaлья", что означает буквально "отъединённость", он обрёл способность читать мысли и улавливать душевные движения всех живых существ, а также знать все их прошлые перерождения; о том, как он побеждал в диспутах и обращал в свою веру самых хитроумных и злокозненных противников; о том, как тысячи людей стекались к нему со всей Индии...