Регистрация  |  

Пуджи

В тантре используют большое количество разнообразных пудж, наполненных глубоким внутренним смыслом. В пудже божество, которому поклоняются, олицетворяет собой океан Божественного Сознания или Его творящую энергию. В тантре ритуал поклонения подразумевает слияние поклоняющегося и объекта поклонения. Совершая пуджу Шиве или Ганеше, Кали или Дурге, практикующий соединяется с тем, что находится за пределами формы. Божество является вратами, через которые тантрист шагает в вечность. Кроме того, конкретное божество олицетворяет один из аспектов единого Бога и поэтому символизирует определённое эталонное состояние внутренней энергии или сознания. Отождествляясь с божеством во время ритуала, тантрист достигает этого состояния. Так, Кали олицетворяет силу, управляющую энергией и трансформирующую её из одной формы в другую, Ганеша - силу прояснения, в том числе уничтожающую препятствия и помехи на духовном пути, Сарасвати - силу мудрости и творчества, Лакшми - удачу и процветание и т.д. Например, если тантрист обнаруживает в себе какой-либо порок, то он может регулярно практиковать специальную пуджу, в ходе которой необходимо визуализировать (т.е. ярко представить) себя в виде Кали, срубающей голову соответствующему демону, воплощающему данный порок. Некоторые тайные ритуалы связаны с представлением сексуального соединения с божеством (майтхуна). При этом используют образ двух божеств {например Шивы и Шакти), соединяющихся Друг с другом; тантрист должен полностью отождествиться с одним из них. Ощущая себя божеством, практикующий сливается с божеством-партнёром, и они растворяются друг в друге. Это даёт погружение в искомое состояние.

Раствориться в Шиве можно, слившись с Шакти, которая находится с ним в непрерывном соединении. Для этого необходимо очистить собственные пять элементов. Для такого очищения в тантре существует множество практических методов, среди которых пуджи занимают очень важное место. Простейшая пуджа внешне может выглядеть как предложение изображению или скульптуре божества различных даров, среди которых обязательны: цветы, благовония, пища, сандаловая паста н огонь в лампаде. При этом цветы соответствуют элементу пространства, благовония - элементу воздуха, лампада - элементу огня, пища - элементу воды, сандаловая паста - элементу земли. Осознанно предлагая эти дары и реализуя мистический смысл происходящего, практикующий таким образом соединяет соответствующие элементы своего тела, энергии и сознания с изначальным источником Божественного, тем самым очищая их.

Панча макара

Одна и та же техника или пуджа на разных ступенях тантры выполняется по разному. То, что на первых ступенях тантры может выглядеть как внешний ритуал поклонения, на более продвинутом этапе практики становится работой с внутренней энергией, а затем - с сознанием. Это происходит естественным образом: по мере продвижения тантриста, его внутренний опыт становится всё более глубоким - практикующий начинает реально ощущать самого себя не только телом, но и энергией и сознанием. В качестве примера рассмотрим известную тантрийскую практику очищения пстча макара садхана (практика пяти "м"). На начальном этапе при его выполнении употребляют немного мяса (маяса), рыбы {цатсъя}, зерна {^удра), вина {мадира) и практикуют сексуальное соединение с партнёром (цайтхуна). Зерно соответствует земле, рыба - воде, вино - огню, мясо - воздуху, секс - пространству. Практикующий этот ритуал осознанно использует каждое из первых четырёх "м" для пробуждения и активации соответствующих собственных энергии и элемента. С их помощью намеренно активируется сексуальная энергия. В следующем затем сексуальном соединении тантрист отождествляет себя и партнёра с двумя божествами (как правило, это Шива и Шакти). Визуализация (представление) этого должна быть настолько сильной, чтобы практикующий реально увидел и почувствовал себя и партнёра как соответствующие божества. Возникающее состояние возбуждения используется для открытия осознаванию тех глубин сознания, которые обычно недоступны. При этом сексуальная энергия, отделённая от сопутствующих ей обычно эмоций и желаний, пополняет одзкас - тонкую энергетическую эссенцию, живительно действующую на весь организм. Поднимаясь вверх, в сахасрару, оджас разжигает теджас - огонь сознания, который усиливает медхагни ~ огонь ума и восприятия; теджас и медхагни сжигают все затемнения в сознании. С помощью силы теджаса и медхагни осуществляется "внутренняя майтхуна" - внутренняя Шакти (т.е. кундалнни) сливается с внутренним Шивой (т.е. сознанием). Сознание, освобождённое силой Шакти из плена материального мира устремляется к Несравненному, вечному Центру, океану единственной Реальности, Божественному.

Не всякий практикующий тантру способен правильно выполнить такую панча макару. Что же касается людей несведущих, то, услышав о подобном ритуале и дополняя своё незнание бурными фантазиями, они составляют чудовищно искажённое мнение о тантре как о пьяном разврате. Из-за человеческой склонности всё интерпретировать, обычно, узнав лишь малую часть, её достраивают до целого в силу собственных представлений о нём. В этом одна из причин того, почему тантра всегда сохранялась в тайне. В тантре сексуальное соединение рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва, возможность соприкосновения с Господом. Древние учителя тантры осознавали, что подобное понимание исходно присуще очень немногим людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания от невежественного истолкования. В этом отношении очень интересен символический смысл многих древних тантрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса в Кхаджурахо. Фасады таких храмов украшены сотнями эротических фигур в самых немыслимых позах. Но внутри храмов нет ничего, кроме одного- единственного символа Божественного Сознания и его творящей Энергии. Если человек остаётся снаружи храма, то он видит лишь эти бесчисленные эротические фигуры. Войдя же внутрь, он находит только Божественное.

Во внутренней панча макаре пять "м" приобретают иное значение: зерно - это асаны (позы), способствующие свободному движению энергии, в т.ч. кундалини, рыба - это пранаямы (особое дыхание), очищающие энергетические каналы, вино - это амрита (нектар бессмертия, особая энергия), рождающаяся в голове и опускающаяся из неё в тело, мясо - это речь, представляющая энергию всего организма, секс - это "внутренняя майтхуна", т.е. соединение кундалини с сознанием в сахасраре, приводящее к слиянию индивидуального сознания с Божественным. Высшая ступень этой практики называется адхидайвика (т.е. запредельная, потусторонняя) панча макара и связана с полным очищением пяти элементов тела, энергии и сознания. В итоге все они проясняют своё состояние до изначального состояния сияющего света, из которого были когда-то сотворены. Предварительная стадия этого процесса выглядит как переход физического тела к состоянию идеальной юности. Дальнейшие преобразования реализуют "тело золотого света" - высшее состояние Божественного бессмертия. На пути к этому, человек преодолевает пять барьеров: нарой (седину), тирай (замутнённое видение), муппу (старость), ной (болезнь) и марансм (смерть). В ходе этого процесса проявляются восемь сверхъестественных сил, или сиддх:

1. Анима - способность по собственной воле уменьшаться до размеров атома.
2. Махима - способность бесконечно расширяться.
3. Карима - способность становиться тяжелым.
4. Лахима - способность становиться лёгким, как перышко.
5. Прашпи - полное знание о прошлом, настоящем и будущем, способность проникать куда угодно.
6. Прахамиям - способность осуществлять все свои желания, совершенная проницательность ума и чувств.
7. Эсатхувам - полная власть как над живыми, так и над неживыми объектами во всей Вселенной.
8. Васшпхувам - способность управлять всем при помощи мысли и слова.

Вот как тантрийские святые описывают реализацию тела золотого света: "Было время, когда я презирал тело, но затем я увидел Бога внутри него. И тогда я осознал, что тело - храм Господа и стал относиться к нему с огромной заботой." "Всевышний Господь, наделивший меня Знанием, вошёл в меня и, проявив Себя в плоти моего тела, навечно поселился во мне." "Посредством воспламенения солнца и луны, находящихся в муладхаре, даже волосы стали мягкими, нежными, сияющими и излучающими свет." "Если человек достигает прочного единства с прекрасной Божественной Шакти, то ... морщины на его коже и седина в его волосах исчезают, и он снова становится молодым." "Тот, кто обладает знанием ... может достичь бессмертия, обрести преображённое тело, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, являющееся прекрасным воплощением Божественного..." (Тирумулар.) "Я молился о лучезарном теле, которое было бы вечно... Он исполнил то, о чём я молился, и теперь у меня такое тело... О люди, ищите убежища в моём Отце - властителе Неописуемого Великолепия, делающего даже материальное тело бессмертным!.. Господи! Вечная Вселенская Любовь наделила меня золотым телом и слилась с моим сердцем. Растворившись во мне, Ты Светом Милости алхимически преобразила моё тело." Последние слова принадлежат Рамалинге Свамигалу, святому из Вадалура (юг Индии), который 30 января 1874 года в присутствии учеников исчез во вспышке фиолетового света.

Яндекс.Метрика