Регистрация  |  

Сорок девятая мандала

ПУРНА ЙОГА

Когда вы достигнете парипурна атмана, все ваши желания разрушатся. Ум подобен птице, которая иногда отдыхает, а иногда суетится. Парипурна-ваша сущностная природа. Вот почему вы стремитесь достичь состояния парипурна. Парипурна это анандагхана. Это природа вашего "Я". Вот почему все священные писания предписывают вам осознать это и стать свободными. Вы получите все. Вы станете апта кама, критакритья. Здесь завершаются все действия. Вам больше нечего осуществлять. Вам не нужно больше изучать книги. В Гите Бхагаван говорит: все Веды становятся лужей в сравнении с океаном знания. *** Блаженство пребывает только в Брахмане, не в объектах. Если вы найдете вещь сегодня, она исчезнет завтра. Атма вездесуща. Она нирвикара ниргуна васту, она должна быть также вьяпака. То, что бесконечно, должно быть вечным и вездесущим. Оно существует в трех периодах времени. В этом мире мы не найдем такого объекта. Бессмертен Бог.

Атман знает все, знает и себя. Это ваша подлинная сварупа. В этом мире нет такого объекта. Вот почему здесь нет и длительного счастья. Вы должны искать атман через размышление и медитацию. Очищение, сосредоточение, размышление, медитация, просвещение, отождествление, погруженность, спасение - это восемь стадий садханы. Пройдя их, вы освобождаетесь от рождения и смерти. Все боли и печали рассеиваются. Тарати сокам атмавид. Существует ли горе им разочарование для того, кто познал единое "Я" во всех существах? *** Он освобожден. Он наслаждается акханда экарасой. Вы не найдете ее в мирских делах. Ум мечется повсюду в поисках акханда экарасы. Ее можно получить только в Боге. Человек имеет дачи, детей, пищу, богатство, все, что мир может предложить ему; однако он не имеет шанти. Он пытается имитировать акханда экарасу Атмана, непрерывно удовлетворяя чувственные желания. Но он не может получить акханда экарасу. Ее можно обрести только в Боге. Человек хочет бороться с Богом! Маленькая джива является также амсой Брахмана, поэтому она пытается продлевать ощущение ананды.

Но ее ждет разочарование. Но она не может найти счастье в объектах; пятая чашка молока вызывает несварение. Самый изысканные деликатес не доставит вам радости, когда ваш желудок полон. Таков опыт всех людей в этом мире. Человек не задумывается о последствиях. Сарвам дукхам вивекинах. Все, даже савикальпа самадхи, является дукхой, поскольку препятствует наслаждению нирвикальпа самадхи. Это ложная тушти. Наслаждаясь объектом чувств, вы создаете самскару, вы создаете васану. Затем приходит обеспокоенность. Обеспокоенность ума сводит на нет все удовольствия от объектов. Нет шанти. Тришна - это природа ума и мира. Вивеки видит весь мир как дукху, как продукт васан. Выявите и проанализируйте всеобщий опыт. Бог так близок к вам. Но вы неспособны осознать Его, поскольку Он предельно утончен, сукшмайя сукшмадришибхих. Для осознания Его необходим утонченный интеллект. Вы не можете распознать внутри себя Атму, поскольку ваш ум груб. Тело и ум катятся только по внешним накатанным рельсам. Человек лишен вичар шакти.

Только чистый разум может помочь вам. Как вам развить чистый разум? Через нишкама севу, через исследование, джапу, киртан и пранаяму. так вы сможете подчинить раджас и тамас и увеличить саттву. Только тогда появится брахмакара вритти.

_Будьте преданны гуру_

Культивируйте четыре средства. Затем приблизьтесь к гуру, от которого сможете получить непосредственные наставления. Гуру - это тот человек, которые предостережет от пути неудач. Обладающему преданностью Ишваре и такой же преданностью гуру, откроются истины Упанишад. Вы можете часами читать со сцены лекции. Но истина непосредственно откроется вам только если вы преданы гуру. Лишь тот, кто обрел божественную милость, поймет это. Поразмыслите над первыми стихами Авадхута Гиты Господа Даттатрейи. Сам Господь Даттатрейя, величайший из гьяни, прояснил это. Ту же идею можно найти в Катхопанишад *** ???Катхопанишадах??? ???.??? "Я" не достигнуть ни обучением, ни слушанием. Большая ученость означает большое невежество, большой эгоизм. Из книг вы почерпнете только это. Лишь обладающий шуддха буддхи, чистым разумом, способен принять высшее знание. Нечистый разум затмевает понимание. Богатство и высокое положение затмевают понимание. Богатство опьяняет, положение опьяняет, они создают завесу. Только тот, кто учится у гуру, кто имеет чистое сердце, кто обеспечил себя не четырьмя лакхами рупий, а четырьмя средствами ко спасению-вивекой, вайрагьей, шад-сампат и мумукшутвой-только он способен по-настоящему понять Упанишады. Если кто-то бросил вам в глаза молотого красного перца, оцените ли вы вкус манго, получите ли удовольствие от сладостей? Вы будете хотеть только найти доктора, который бы удалил из ваших глаз инородные вещи. С таким же жгучим желанием вы должны стремиться к осознанию Бога; смарана вайрагья и прасана вайрагья не пройдут. Последует реакция, и вы с новой силой устремитесь к объектам, от которых некогда отреклись. Анализируйте и выявляйте действия аханкары. Не ищите недостатков в других.

_Путь синтеза_

Вы должны практиковать йогу синтеза. Внутренний враг силен, так что вам нужно нападать на него вооруженным. Он будет обманывать вас. Привязанность к жене и детям препятствует вашему погружению в садхану. Если вы предадитесь Господу, Он позаботится обо всем. У Рама Тиртхи ???Рамы??? были дети. Он оставил все и ушел. Он обладал полной верой в Господа. Вы должны иметь такую же сильную веру в Него. Всегда повторяйте имя Господа. Узрите Бога в каждом лице. Вы должны изменить угол зрения. Медитируйте на форму Господа Кришны в своем сердце. Это конкретная основа мысли - медитация сагуна. Медитация на атрибуты Ом - это абстрактная основа мысли, которая разрушит аханкару. Какая основа у вашей мысли? Вам нужна новая саттвичная основа мысли и она станет вашим действенным активом. Вначале это может быть трудно и накладно. Но постепенно не только все трудности рассеются, но практика принесет также блаженство. На что бы вы ни смотрели, вам нужно будет увидеть в этом Бога. Видя колонну, вы должны ощущать: "Здесь мой Нараяна". Сделайте это сильной привычкой, пусть эта идея глубоко впечатлит вас. Все прочие имена и формы вообще не будут оказывать влияния. У вас не будет привязанности к миру. Куда бы вы ни посмотрели, вы будете видеть только Бога.

Если ваши молитвы не были услышаны, подождите какое - то время. Бог всемилостив. Он без сомнения услышит вас. Ваша молитва должна исходить из сердца. Тогда Он позаботится о вас. Даже если есть трудности, они для вас-благословение. Они только побуждают вас обратиться к Нему. ВЫ должны иметь бхаву того, то Он делает все только для вашего блага. Имейте твердую веру в Него.

Ощущайте, что Бог дает вам знание и все необходимое для служения Его детям. Если вы служите с правильной бхавой, а также немного занимаетесь благотворительностью, вы достигнете спасения. Если ваше отношение таково, все становится йогой. Работа становится медитацией. Вы можете медитировать полчаса утром и затем сохранять этот поток на протяжении всего дня. Обретайте саттвичную вьявахару. Даже мошенник - это святой будущего. Мошенник Ратнакар стал Валмики. Все является проявлением Господа. Зло - это лишь негативное добро. С абсолютной точки зрения не существует ни добра, ни зла. Осознайте это и станьте свободными. Развейте космическую любовь. Осознайте вездесущее "Я".

Пятидесятая мандала

ПУРНА БРАХМА ЙОГА

Да благословит всех вас Господь! Пусть благоприятное празднование Гиты гьянти откроет для вас новую фазу духовной жизни. Пусть эти празднества будут поводом возрадоваться внутреннему Духу в памятование вечного Шри Кришны. Ибо это высшее благословение, на которое только может надеяться человек.

Бхагавад Гита обращается ко всему существу человека. Она-евангелие пурна-брахма йоги, йоги контакта души с Вечным, путь осознания высшего "Я", которое является имманентным по отношению ко вселенной и представляет трансцендентную истину, недосягаемую для чувств и понимания. Сделать трансцендентное имманентным, чтобы преобразовать деятельность человека в йогическую дисциплину, чтобы превратить жизнь в непрерывный процесс созерцания божественной Сущности - вот признанный идеал Бхагавад Гиты. Основой жизнедеятельности должна стать истина, провозглашенная Господом: "Нет ничего выше меня; все держится на Мне как бусины, нанизанные на нить". (VII-7). Человек живет, движется и существует в Боге и возвращение этого сознания во время выполнения обязанностей, возложенных на него здесь, и есть искусство, которому учит его Бхагавад Гита. Йога Бхагавад Гиты такова: ноги прочно стоят на земле, а голова пребывает в небе. Сам Кришна на примере Своей жизни показал образец поведения йога. Практиковать йогу Бхагавад Гиты-значит соперничать с жизнью Шри Кришны.

Уникальная особенность этой йоги состоит в том, что ее методика охватывает все грани индивидуальности, и что полная и правильная проработка любого аспекта этой йоги предполагает параллельное совершенствование и во всех остальных аспектах. Господь ожидает, чтобы каждый соответствовал требованиям тех условий, в которых находится, и в то же время обращался к трансэмпирической реальности, стоящей за индивидом. Высший йог - это тот, кто, будучи внутренне всегда в единении с вечным Шри Кришной, внешне живет как обычный человек, работая в миру для всеобщего блага, совершая локасанграху, наставляя невежественных и неразвитых на путь совершенствования. Истинный йог общается с ребенком как ребенок, с юношей как юноша, со стариком как старик, с мудрым как мудрец, с весельчаком как весельчак. Он утешает горюющих, служит страждущим и нуждающимся, он дружелюбен с удачливыми и счастлив с добродетельными. На него не воздействует поведение других, и другие не бегут от него. Шри Кришна завещает человеку учиться быть дружелюбным со вселенной, ибо она-тело Бога. Всю множественность нужно видеть как основанную на единстве, как произошедшую из единства (XIII-30). Когда к человеку приходит это знание, он перестает отделять себя от других форм существования и рассматривает свое благо и благо других как единое. Индивидуальное, социальное, национальное и вселенское благо для такого человека - это одно и то же, ибо истинное благо не изменяется от личности к личности, хотя могут быть разные степени блага в соответствии с уровнем развития сознания. Относительное должно согласовываться с абсолютным, хотя по проявленным характеристикам относительное отлично от абсолютного. Человек должен жить в повиновении закону и справедливости Бога. Такая жизнь и есть йога.

Человек! Не соблазняйся ложной идеей, что религия и йога - это странные вещи, несвязанные с обычно здоровой жизнью на земле. Это ложное представление возникло из-за недостатка у вас знания о своих истинных взаимоотношениях с Богом и вселенной. Вы думаете, что вы подобны камню на большом пляже, отличному от других камней. Нет. Вы скорее часть живого организма, которая существует и действует на благо организма, и этот организм - вселенная. Как клетка в теле человека не может быть здоровой, покуда нездорово все тело, так и вы не можете надеяться достичь совершенства и блаженства, покуда не работаете для вселенского совершенства или вселенского блага. Таково внутреннее значение утверждения Шри Кришны: "Приди ко Мне одному", ибо Шри Кришна говорит здесь как космический Человек. Это значит, что человек должен стремиться стать сверхчеловеком, достичь завершенности своего существа во вселенской жизни. Покуда эго и личность не принесены на алтарь вездесущего Кришны, человек останется человеком, каким он есть в телесной ограниченности.

Йога - это наука правильной жизни. Она не имеет отношения ни к каким религиозным верованиям, традиционной вере, цвету кожи, роду занятий или климату. Йога не восточная и не западная, она всемирная общечеловеческая. Кришна не просто Бог индусов, Он представитель внутренней Реальности, пребывающей во всех без исключения. Бхагавад Гита - это не просто писание арьянов, ??? но евангелие духовной жизни. Это писание йога, и йогом можно быть на каждом шагу и стадии жизни, ибо йога допускает существование уровней. Тот, кто стремится к йоге, уже превзошел обычные правила поведения людей и религиозные практики (VI-44). Расширять и углублять свое существо и сознание - вот цель йоги и цель человеческой жизни.

Пусть празднование Гита джаянти принесет вам осознание универсальной йоги Бхагавад Гиты. Распознаете ???Распознайте??? же присутствие Антарьямин-Ишвары и стремитесь утвердить Его в храмах ваших сердец. Станьте живым комментарием к Бхагавад Гите! Желаю вам достичь успеха в вашем устремлении к Богосознанию!

ОМ ТАТ САТ

Пятьдесят первая мандала

РАДЖА ЙОГА

_Введение_

Глубокое устремление и проникновение в таинства Жизни, поиск окончательной Реальности, интенсивное желание познать истину и эволюция практических методов для ее реализации составляют главные особенности наследия Бхаратаварши. Этот поиск истины и совершенные средства для ее успешного достижения-даршаны (философская система) и йога садхана (практическая духовная методология)-являются вкладом Индии в сокровищницу всего человечества. Йога предлагает средства освобождения человека из когтей материи, возносит его над несовершенствами и ограничениями этого болезненного мирского тленного существования, и дарует ему высшее переживание жизни, преисполненной блаженства, света, знания и совершенства, являющегося его сущностной природой. йога - это наука, дающая человеку власть над его телом, умом, и в конечном счете, над всей природой.

Искусство йоги дошло до нас с незапамятных времен. Упоминания о йоге можно найти в самых древних писаниях, таких как Веды, Упанишады и великие эпосы. В Рамаяне ???Рамаяна??? Тулсидаса и Йогавасиштхе упоминается йог Кака Бхушунда, мастер йоги и самьямы, который, благодаря своей йога-сиддхе продолжал жить в течение последовательных циклов и юг. Здесь мы видим указание на то, что совершенство в йоге может дать способность победить ограниченность и рабство времени, пространства и причинности. Целый раздел Махабхараты из семи тысяч стихов, составляющий Бхагавад Гиту, подробно освещает разнообразие йога садханы для переживания истины.

_Предыстория санкхьи и йоги_

Системы санкхья и йоги построены на единой метафизической основе. Йога - это практическая сторона санкхьи, акцентирующей в основном теоретический аспект философского анализа и исследования. Косвенные указания на санкхью и йогу можно найти в Ригведе. В Сукте (X.121) ???раньше отделялось - а не . ??? высказана мысль о том, что Бог творил из уже существующей материи. Нарадея сукта (X.129) ???только что Сукта с большой??? также выражает согласие с позицией санкхьи, когда описывает первоначальное "темное" состояние вещей, содержащее зародыш проявления, хотя эта сукта и не останавливается на различении санкхьи, поскольку Дух и его объективная субстанция рассматриваются как аспекты Абсолюта, который нельзя назвать ни существующим, ни не - существующим. Однако, Ригведа не проводит окончательного различия между миром и Богом, когда утверждает, что вселенная является телом Пуруши_(X.90). Эта Веда рассматривает Пракрити и Пурушу как две фазы единого Высшего, которое "дышит без дыхания". В Ригведе есть ссылки на посты, аскетические практики и экстатические состояния транса. В Гаятри мантре мы находим упоминание о медитации на высший Свет.

Шветашватара Упанишад (т. 13) говорит, что санкхья и йога - это методы достижения вечного Существа. Катха Упанишад утверждает, что пуруша превосходит авьякту, из чего мы можем заключить, что авьякта вечна, как и пракрити санкхьи. Но изначальное представление санкхьи о творении можно рассмотреть в Катопанишад (III.10-11). Катха Упанишад рекомендует практиковать йогу через контроль чувств, ума и интеллекта. II глава Шветашватара Упанишады описывает методологию йоги. Мундака упанишад упоминает анги ямы и ниямы (сатья, тапас и т.д.). В ней приводится такая иллюстрация: пранава - это лук, индивид - это стрела, йогическая медитация-цель.

Описание творения в первой главе Манусмрити аналогично описанию санкхьи. В шестой главе смрити есть ссылки на метод йоги. В Ятидхармапракаране Яджнавалкья смрити отреченному человеку предписывается практика йоги.

Мокшадхарма Махабхараты (главы 306, 307, 320, 321) описывает методы санкхьи и йоги. В 321 главе сказано, что нет более великого знания, чем санкхья, и нет более великой силы, чем йога. Эта два вечных пути. В 321 главе Мокшадхармы есть описание йоги, благодаря которой каждое следствие растворяется в его непосредственной причине, и в конечном итоге созерцается чистый Пуруша. Этот Пуруша тождественен с Брахманом. Бхишма обсуждает дхарму, тапас, упавасу и другие составляющие йоги. В 193 главе Бхишма касается процесса дхьяна йоги. Анугита также обращается к различению санкхьи между пурушей и пракрити ???страницей выше Пуруша и Пракрити с большой??? и упоминает о йогической медитации. Махабхарата в целом содержит очень детальные описания как санкхьи, так и йоги, которых слишком много для того, чтобы здесь их перечислить. Описания санкхьи и йоги из Бхагавад Гиты не нуждаются в представлении, они очень хорошо известны. Йогавасиштха подробно разбирает практику йоги. Истории Уддалаки и Какабхушунды объясняют процесс йогической медитации через контроль праны. История Бали поясняет метод достижения нирвикальпа самадхи.

Санкхья, описанная в эпосе и Пуранах, не атеистична, все свои тайны она представляет как грани высшей Сущности (Бхагавад Гита XV.16, 17). Веданта принимает практическую сторону йоги и можно сказать, что веданта есть обновленное и усовершенствованное приложение санкхьи. Буддизм также принимает йогический метод практики. Сам Будда практиковал йогу в обеих ее аспектах, т.е. аскетизм и медитацию. Буддийские тексты предписывают методы очищения и сосредоточения. Буддийская система йогачарана названа так, поскольку йога является ее составной частью. Говорится, что первоначальным создателем классической йоги был сам Хираньягарбха.

Патанджали Махариши представил эту науку в определенной системе, названной аштанга йога или раджа йога. Она формирует одну из шад даршан, классических систем философии. Вьяса объяснил первоначальные афоризмы йога сутр Патанджали и в дальнейшем они были разработаны в комментариях мудрого Вачаспати Мишры и в прославленных писаниях Виджананы Бхикшу.

_Философия йоги_

Йога, согласуясь с санкхьей, утверждает о существовании вездесущей инертной пракрити и множественности вездесущего сознательного пуруши. Йога признает и третий принцип, Ишвару. Контакт пуруши с пракрити побуждает последнюю развиваться в различных следствиях. Пуруша, из-за отождествления с пракрити и ее модификациями, вызвавшего авидью, ощущает себя индивидуальностью.

Йога разрабатывает метод освобождения пуруши из этого рабства через правильное следствие. Таким образом, йога представляет скорее практический путь достижения, нежели философский экскурс в обители Духа. Как даршана, она является са-ишвара санкхьей, то есть она признает двадцать пять таттв санкхьи и добавляет еще одну, Ишвара. Так йога оправдывает свою характеристику как совершенно практической системы садханы. Пуруша, находящийся под покровом неведения (авивеки), воображает, что он несовершенный, незаконченный, и что свое завершение он может найти только в соединении с пракрити. Тогда пуруша, так сказать, бросает взгляд на пракрити, и в свете его сознания инертная пракрити разворачивает свой калейдоскоп объектов. Из-за пракрити - сайоги кажется, что пуруша желает насладиться теми объектами. Кажется, что он действует, что он овладевает объектами. Так пуруша попадает в рабство, для него нехарактерное, и начинается порочный круг. Переселение индивида - это следствие авивеки и ее эффектов. Йога, благодаря своим научным процессам, разрывает эти три узла один за другим и приводит к кайвалья мокше, реализации истинной природы пуруши как независимого от пракрити и ее эволюции.

Глубоко внутри каждого есть неизменная вера в высшее Существо, к которому садхака обращается за помощью и руководством, за защитой и вдохновением. Эго, разождествление ???что это такое, разотождествление??? с которым только и может привести к освобождению пуруши из ловушки пракрити, трудно подчинить одним только субъективным анализом; но его легко распознать как отделенное от пуруши, когда оно добровольно приносится в качестве жертвы на алтарь преданности верховному Существу, Ишварапранидхане. Такова гипотеза йоги, выдвигаемая в дополнение к призыву прилагать усилия (садхана-марга).

_Восемь составляющих_

Помимо этого йогу Патанджали принято называть аштанга йогой, или йогой восьми составляющих, чья практика приносит свободу. Эти восемь составляющих таковы: (1) Яма, или вечные заповеди (ненасилие, правдивость, нестяжание, воздержание); (2) Нияма, или соблюдение ???чего??? (чистота, удовлетворенность, аскетизм, изучение писаний и преданность Богу); (3) Асаны (устойчивая и удобная медитативная поза); (4) Пранаямы (регуляция жизненной силы); (5) Пратьяхара (удаление ума от объектов); (6) Дхарана (сосредоточенность); (7) Дхьяна (медитация) и (8) Самадхи (сверхсознательно состояние, или транс). Эти восемь составляющих были научно обоснованы и определены. Это естественные шаги по ступеням лестницы от человеческой природы к подлинно божественной. Все грубые и тонкие струны, связывающие пурушу с пракрити, обрезаются. Благодаря разрыву этих уз, пуруша свободно наслаждается своей независимостью, кайвалья мокшей. Это цель раджа йоги.

Яма и нияма очищают действия индивида и делают их более саттвичными. Благодаря практике десяти канонов, рушатся колонны самсары-раджас и тамас. Внутренняя чистота увеличивается. Сама природа индивида становится саттвичной. ???напечатано сатвичной??? Асана помогает ему контролировать раджасичные импульсы и в то же время формирует основу для великой структуры антаранга садханы, или внутреннего йогического процесса. Пранаяма ставит стремящегося лицом к лицу с принципом Жизни. Управление этим жизненным принципом позволяет проникнуть в его мотивирующую силу. Стремящийся начинает осознавать тот факт, что жизненная сила поддерживается желанием. Желание - это причина экстернализации ума. Желание - это колыбель вритти. Вритти формирует ум, а ум связывает пурушу с пракрити. Ум, или читта - это тончайшая форма проявленной пракрити. Если разрушается ум, исчезают и вритти. Если исчезают вритти, искореняется желание. Затем йог стремительно отвращает лучи ума от их внешнего побудителя (пратьяхара). Чтобы обнаружить корень ума, семя желания, ему необходим свет всего ума. В то же время прекращение экстернализации ума прерывает порочный круг, поскольку желание лишается своего активного проявления. Собранный таким образом пучок света направляется в корень самого ума (дхарана), и ум попадает в узду. Теперь сознание, которое так долго растекалось вовне, собирается и устремляется к своему источнику-внутренней пуруше; это дхьяна. Связь с пракрити разрывается. Пуруша ощущает трансцендентное состояние независимости (кайвалью) в нирвикальпа самадхи. Неведение разрушено. Пуруша осознает, что только его сознание давало пракрити возможность удовлетворять его, приносить ему радость, вводить его в иллюзию и порабощать его. Он наслаждается блаженством своей изначальной природы и всегда остается независимым и блаженным. В нирвикальпа самадхи все мысли растворяются раз и навсегда. Семена желаний, васан и самскар уничтожаются полностью-нирбидж самадхи. Йог в этом высшем состоянии утрачивает все внешнее сознание, все осознавание двойственности и множественности, он утрачивает даже представление о "я" (асмита), сохраняющееся в асампраджната самадхи. Таково высшее состояние, когда наблюдатель (пуруша) утверждается в своей изначальной сварупе.

>_Концепция рабства и освобождения у Патанджали_

Теория Патанджали Махариши о рабстве также научна, как и его метод освобождения из него. Пуруша, безмолвный и необеспокоенный зритель игры пракрити, который, пребывая в своей изначальной сварупе, независим и однороден, представляет себя находящимся в отношениях с пракрити и получающим удовольствие от игры пракрити. Это авидья. Трансцендентальное осознание единства нарушается и возникают представления "я" и "он". Это асмита. Сознание пуруши течет теперь вовне, к пракрити, через ум и буддхи. Появляется эго, отделяющее одно от другого и буддхи начинает классифицировать переживания как приятные и неприятные. Так возникают симпатии (приятные переживания) и антипатии (неприятные переживания). Это рага-двеша. Они укрепляют отделенное существование человека, и он цепляется за жизнь отдельного индивида. Это абхинивеша. Порочный круг завершен. Это происходит и дальше, до тех пор, пока индивид не освободит себя от переживания игры пракрити. Это переживание естественно проявляется в форме вритти, возникающих в озере ума индивида. Когда эти вритти подавляются, тогда цепь, связывающая пурушу с пракрити, разрывается, и пуруша осознает свою независимость (кайвалью).

Соответствие между этой классификацией и восемью составляющими очевидна. Яма и нияма прокладывает путь. Асана и пранаяма дают индивиду возможность осознать истину о жизни. Он может подняться над парами противоположностей. Он не цепляется за индивидуалистичное существование. Абхинивеша искореняется. Пратьяхара и дхарана выводят садхака за пределы рага-двеши. Дхьяна разрушает эго, или асмиту. Наконец, в нирвикальпа самадхи покров неведения разрывается, и индивид освобождается.

_Метод раджа йоги универсален_

Согласно другой классификации, освобождение индивида достигается благодаря разрушению малы (нечистоты ума), устранению волнений ума (викшепа) и разрыву покрова неведения (аварана). Раджа йога помогает садхаку достичь и этого. Яма и нияма устраняют нечистоту ума. Асана, пранаяма и пратьяхара укрепляют ум и делают его однонаправленным. Дхарана, дхьяна и самадхи устраняют покров неведения и приводят к освобождению.

Все системы садханы, все йоги и школы йогического самовоспитания сходятся в том, что для стремящегося с Само-познанию ???Самопознанию??? существенно необходимым качеством является бесстрастие. Он должен отказаться от наслаждения объектами. Желание должно быть разрушено, ибо именно желание вскармливает и питает ум. Именно желание ежеминутно вызывает появление на поверхности озера-ума бесчисленных вритти. Именно желание поддерживает индивидуальное существование. Именно желание толкает пурушу к наслаждению игрой пракрити, и через это - к порабощению. Когда желание разрушено, тогда пуруша, пребывающий в самадхи, в своей изначальной сварупе, осознает, что подлинное блаженство, которого он искал в объектах (пракрити), всегда пребывало в нем самом, и что счастье, доставляемое объектами, было его собственным ментальным порождением. Таким образом, когда ум перестает представлять ему объекты, он перестает существовать. Ибо что есть ум без вритти? Ум без мысли - это вообще не ум. Оковы разрушаются благодаря вайрагье (бесстрастию).

Следующим существенным условием для освобождения является абхьяма-интенсивная и продолжительная практика садханы. Благодаря своевременной практике успокоения ума достигается совершенное умственное равновесие. Чита ??? слой за слоем очищается от волн. И по мере того, как слои становятся спокойными, они открывают садхаку свое подлинное содержание. Садхака получает различные сиддхи, божественные видения и т.д. Патанджали Махариши предостерегает садхаков от блужданий в лабиринтах сиддх. Они могут потерять цель. Садхака должен следовать к цели без отклонений. Цель-кайвалья, или абсолютная независимость. Практика должна продолжаться до тех пор, пока не останется никого, кто мог бы практиковать; иными словами, пока не исчезнет эго, не рассеется неведение и не закончится восприятие двойственности и множественности.

Кроме того, даже фундаментальные принципы раджа йоги, в именно правильный образ жизни и созерцание, являются фундаментальными принципами почти всех великих религий мира, а не только различных индусских систем астика и настика. Буддисты и джайны большое значение придают практике ахимсы, сатьям и т.д., правильному образу жизни, правильному мышлению и правильному пониманию. Подобные каноны, существующие в других религиях, например, в христианстве и исламе, слишком хорошо известны, и нет необходимости цитировать их здесь. Фактически, ни одна религия и секта в мире не станет одобрять неправедность и умственное или моральное беспутство. Патанджали Махариши строил свою йогу не на каких-то выдуманных положениях или аксиомах. Он просто утвердил фундаментальные принципы, которые применимы ко всем, независимо от религии или вероисповедания стремящегося. Даже восприятие двойственности и множественности как реального допустимо для стремящегося, которому рекомендуется начать практику йоги независимо от его представлений о Боге, душе и мире. Шаг за шагом он идет к цели, подтверждая свой путь опытом. Таким образом, практический аспект йоги универсален.

_Согласование различных концепций освобождения_

Различные системы философии выдвигают различные концепции освобождения. Эти различия нереальны. Видимы е различия заключаются лишь в представлении проблемы, это различия в игре слов. Согласно Патанджали Махариши, индивидуальная душа в состоянии освобождения осознает себя и пребывает в своей изначальной сварупе. Все представления о двойственности и множественности исчезают, но это не состояние глубокого сна, не джада. Присутствует совершенное осознание своего "Я". Это переживание по природе недвойственно, бесконечно, однородно, вечно и осознанно. Это блаженное состояние, хотя санкхья и отказывается приписывать пуруше какое - либо качество и говорит, что освобождение - это просто состояние отрицания боли. Это в точности соответствует переживанию окончательной Реальности у ведантиста. Это соответствует завершающему переживанию садхаков из других систем. В этом аспекте нет различия между раджа йогой и буддизмом. Ибо сознательное переживание "ничто" (о котором говорят шуньявади) - это то же самое, что и сознательное переживание "всего" или сознательное переживание "единства". Хотя нигилист и не говорит о существовании сознания, он подразумевает его в своем отрицании всех феноменов, основанном на само-существовании. Во всех случаях это переживание недвойственно, бесконечно, однородно, вечно, сознательно и блаженно.

Оппонент может возразить: "Если освобожденный йог не воспринимает мир, значит ли это, что мир рассеивается в воздухе?" Патанджали отвечает: "Нет. Мир существует для других душ, которым еще предстоит реализовать кайвалью". Патанджали идеальный реалист. Он утверждает, что воспринимаемый мир не является абсолютно реальным, ибо мировосприятие исчезает, когда пуруша осознает себя. Однако, в то же время он не отрицает относительной реальности мира. Он допускает относительную реальность мира, существующую для душ, которым еще предстоит реализовать кайвалья мокшу. Прямо или косвенно это принято всеми системами философии, признающими относительную реальность рабства, хотя некоторые идеалисты и пытаются вообще отрицать реальность мира. Что такое рабство, как не временное восприятие мира? Это необъяснимое восприятие мира индивидом может фигурировать в различных религиях под разными именами, но оно формирует основу всех систем философии и йоги. Сама концепция освобождения и метода его достижения основана на признании этого необъяснимого рабства. Это рабство анади, но оно завершается в освобождении.

В освобожденном состоянии исчезает даже представление об Ишваре, отделенном от "Я", а вместе с ним и представление о пракрити и ее таттвах. Ишвара был необходим садхаку для того, чтобы ощутить свою изначальную сварупу. Ишвару йоги можно уподобить нирмали, который заставляет грязь оседать в воде, а затем и сам выпадает в осадок на дно сосуда. Ишвара помогает садхаку искоренить все идеи двойственности и множественности, и сам остается свободным от всякого контакта с пурушей, покуда садхака наконец не воспримет свое изначальное "Я". Практически это означает, что Ишвара исчезает из восприятия пуруши. Ишвара системы йоги не является органически связанным ни с пурушей, ни с пракрити.

Окончательное Переживание по самой своей природе трансцендентно и пребывает за пределами мысли и выражения.

Мы можем только сказать, что это субъективное бесконечное осознание своей изначальной сущностной природы. Это единое неделимое сознание, не противопоставленное сознанию двух, но сознание как оно есть в самом себе. Поэтому мы можем сказать также, что трансцендентное переживание - это переживание "ничто", ибо в этом состоянии ничего не воспринимается, никакого объекта. Санкхья и йога называет это знанием о различии пуруши и пракрити, веданта-знанием абсолютности "Я", теизм-достижением Бога, буддизм-переживанием нирваны благодаря прекращению танхи. Все концепции мокши сходятся в том, что это состояние души, свободное от ограничений, боли и переселений. Это высшая Свобода, и потому это должно быть высшим Блаженством.

Пятьдесят вторая мандала

САМАДХИ ЙОГА

Самадхи - это единение с Богом. Это сверхсознательный опыт. Это адхьятмик анубхава. Существует две разновидности самадхи - джада и чайтанья.

Хатха йог благодаря практике кечари мудры может заключить себя в ящик, который затем будет закопан в землю на несколько месяцев. В такого рода самадхи нет высшего сверхчувственного знания. Несомненно, это сложная йогическая крийя, но она не приносит атма-гьяны. Она неспособна разрушить самскары и васаны. В джада самадхи садхак бессознателен. Оно более или менее походит на глубокий сон. Хатха йоги такого типа в конечном счете становятся коммерсантами и вообще сходят с духовного пути. Они начинают погоню за именем, славой и деньгами, и таким образом приходят к безнадежной духовной деградации. В чайтанья самадхи сохраняется совершенное осознавание. Йог встречается с новой для него сверхчувственной мудростью.

Самадхи, мукти, турейя - все это синонимы. Самадхи - это сверхсознание. Мукти - это освобождение от всех видов страданий. Мокша - это растворение индивидуальности в Божественном.

Состояние самадхи не поддается описанию. Оно вне досягаемости ума и речи. Необходимо самому пережить его. Говорится, что в самадхи, или в сверхсознательном состоянии, медитирующий утрачивает свою индивидуальность и становится тождественным с высшим "Я". Он становится воплощением блаженства, покоя и знания.

Нирвикальпа - это состояние сверхсознания. В нем нет места никакой викальпе (воображению). Оно-цель жизни. В нем вся ментальная деятельность прекращается. Функции интеллекта и десяти индрий полностью исчезают. Стремящийся покоится в Атмане. Не остается различия между субъектом и объектом. Мир и пары противоположностей исчезают полостью. Это состояние вне всякой относительности, это не инерция. Это условие совершенного осознавания. Стремящийся обретает знание "Я", высший покой, бесконечное, неописуемое блаженство и радость. Это состояние нельзя передать. Стремящийся должен ощутить и пережить его. Триада знающего, знания и познаваемого исчезает. Человек становится Брахманом. Больше нет дживы. Это состояние называется также йогаруддха.

Успокоив волны ума, вы сможете устойчиво удерживать его в нирвикальпа самадхи. Для этого необходима постоянная практика медитации. В глубокой медитации вы можете достичь самадхи. Не принимайте некоторую сосредоточенность или однонаправленность ума за самадхи. Не думайте, что, если вы немного поднялись над телесным сознанием за счет некоторой концентрации, то уже достигли самадхи.

Сначала овладейте асаной, или позой. Вы должны соблюдать строгую брахмачарью в мысли, слове и деле. Отбросьте все мирские желания. Принимайте в пищу только молоко и фрукты. По мере прогресса в медитации прекращайте всякую работу и даже изучение религиозных книг. Сократите время сна до двух или трех часов в сутки. Это действительное пребывание в медитации. Благодаря искренней практике, вы сможете достичь самадхи должным образом.

Пятьдесят третья мандала

САМАТВА ЙОГА

Мирских людей обычно воодушевляет успех и подавляют неудачи. Воодушевление и подавленность - это атрибуты ума. Если вы хотите стать настоящим саматва йогом в подлинном смысле этого слова, вам необходимо будет сохранять равновесие ума во всякое время, в любых условиях и при любых обстоятельствах. Несомненно, это очень трудно. Но вам нужно будет дисциплинировать ум постоянной практикой. Так или иначе, вы должны делать это. Только тогда вы достигнете умственного покоя и подлинного продолжительного счастья. Кто сохраняет равновесие ума, тот гьяни. Саматва йога подготавливает ум к обретению гьяны. В этом красота саматва йоги. В этом тайна и сущность саматва йоги.

Не должно быть ни малейшей привязанности ни к какой работе. Вы должны быть готовы оставить любую работу в любое время. Для вас может прозвучать божественный призыв к определенной работе. И вам необходимо немедленно приступить к ней безо всяких жалоб, какой бы ни была эта работа, желаете ли вы ее или нет. Вы должны будете также прекратить ее, если того потребуют условия и обстоятельства. Это йога. В ней нет привязанности к работе.

Многие люди привязаны к работе. Если им нравится какая-то работа, они заинтересованы в ней. Другая работа им не нравится. Если обстоятельства требуют остановить работу, они не хотят оставлять ее. Они взваливают на свои плечи ненужную ответственность, изнывают под ее бременем и трудятся озабоченно и беспокойно. Это вообще не йога, поскольку есть привязанность к работе, относящейся к качеству раджаса. Мирские люди всегда работают с привязанностью. Отсюда их страдания. По божественному зову вы можете начать даже всемирное движение. И вы должны быть готовы в любой момент остановить его по воле Бога, даже если не достигли никакого успеха. Успех и неудача-не ваша забота. Просто подчиняйтесь божественному зову и действуйте как солдат на поле битвы. В такой работе вы найдете великую радость, поскольку в ней нет личностного элемента.

Утвердите разум в "Я". Среди мировых перемен сохраняйте равновесие ума. Работайте для осуществления божественных целей. Не ожидайте никаких плодов. Делайте все как Ишварарпана. ??? Работайте на благо мира в согласии с божественной волей. Позволяйте божественной энергии беспрепятственно действовать через ваши инструменты. В тот момент, когда проявится ваш эгоизм, свободное течение божественной энергии будет немедленно заблокировано. Сделайте свои индрии совершенными инструментами для Его лилы. Не затыкайте отверстие своего тела-флейты эгоизмом, тогда флейтист Вриндавана свободно будет играть на ней. Он будет действовать через ваши инструменты. Тогда вы почувствуете легкость в работе. Вы ощутите, что Бог действует через вас. Вы освободитесь ото всех обязательств. Вы будете свободны как птицы. Вы ощутите себя совершенно иными существами. Но ваш эгоизм будет пытаться возвращаться. Будьте осторожны, будьте бдительны. Благодаря равномерной практике и очищению ума вы станете опытными карма йогами. Все ваши действия будут совершены и бескорыстны. Все действия найдут кульминацию в джанате. Это йога невозмутимости.

Этот вид йоги вводит в своих поучениях Господь Кришна: *** "О Джанангджайя, исполнять действия в соединении с божественным, отрешась от привязанностей и сохраняя равновесие и в успехах, и в неудачах-вот что называется йогой" (II-48). Вы должны отказаться даже от такой тонкой привязанности, как сентенция "да будет удовлетворен Господь". Просто работайте ради Бога. тогда даже еда, ходьба, разговор, освоение, сон, ответ на зов природы станут йогическими действиями. Работа станет поклонением. Это великая тайна. Вы должны постичь ее благодаря размеренной практике на полях карма йоги. Вы должны одухотворить все свои действия. Вы должны практически преобразовать все свои действия в йогу. Простое теоретизирование не поможет. Постигните тайну карма йоги. Трудитесь бескорыстно. Станьте истинными саматва йогами и наслаждайтесь бесконечным блаженством Атмы.

Заслуги и недочеты (пунья и папа, ??? сукрита и душкрита) не влияют на того карма йога, который обладает равновесием ума, ибо он не ликует о благих плодах одного и не печалится о дурных плодах другого. Он сохраняет умственное равновесие и в успехе и в неудаче. Его ум всегда направлен к Богу. Работа, по природе своей ограничивающая, утрачивает эту природу, когда совершается с уравновешенным умом. Саматва йог лишен привязанности к чувственным объектам. Он очистил ум постоянным бескорыстным служением. Он изжил все представления о собственной деятельности. Он рассматривал свое тело как инструмент Бога, данный для исполнения Его воли. Он относит всю активность к божественному внутреннему деятелю. Тот, кто утвердился в йоге невозмутимости, становится экспертом науки саматва йоги. Вот почему Господь Кришна говорит: *** Соединенный с чистым разумом отвергает и благие и дурные деяния, оставаясь таким образом верен йоге; йога - это искусство действия.

Саматва йог, обладающий равновесием ума, отсекает все плоды работы. Он ускользает от хорошего и дурного. Причина перерождений заключается только в привязанности к плодам. Когда все действия совершаются ради Господа, для осуществления Его целей и без стремления к плодам, к саматва йогу приходит просветление. Он разрывает оковы рождения. Он обретает знание Брахмана, а через брахма-гьяну-освобождение, или мокшу. В Гите вы прочтете: *** "Мудрецы, соединенные с чистым разумом, отреченные от плодов действий и свободные от оков рождения, следуют в обитель блаженства".

Пятьдесят четвертая мандала

САНКХЬЯ ЙОГА

Слово "санкхья" означает "число". Это система, дающая аналитическое перечисление принципов вселенной. Поэтому такое название полностью адекватно. Обозначение санкхья применяется также к философскому исследованию.

Благодаря проникновению в эту систему философии, можно найти средства избавления от трех видов страданий-адхьятмик (от лихорадки и других болезней), адхидайвик (от грозы, холода, жары, дождя и т.д.) и адхибхаутик (от животных, скорпионов и т.п.), а также от болезни перерождений. Страдание - это затруднение. Оно становится на пути йога садханы и достижения мокши, или освобождения. Капила Муни дает знание о двадцати пяти принципах, разрушающих страдание. Согласно философии санкхьи, тот, кто знает двадцать пять принципов, достигает освобождения. Окончательное избавление от трех видов страданий-цель жизни.

Систему санкхьи называют нир-ишвара санкхья. Она атеистична. Санкхьясы не признают Ишвару, или Бога. Творение, рожденное пракрити, обладает своим собственным существованием, независимым от любых связей с конкретным пурушей, с которым оно объединено. Поэтому санкхьясы говорят, что нет необходимости в разумном Творце мира и даже в какой бы то ни было высшей силе. Это ошибка. Пракрити всегда находится под контролем Господа. Она ничего не может делать сама по себе. Господь бросает взгляд на пракрити, и только тогда она приходит в движение и начинает творить. Пракрити лишена разума. Только разумный Творец может иметь осмысленный план вселенной. Пракрити только помощница (сакахари). Такова теория веданты.

Санкхья принимает теорию эволюции и инволюции. Причина и следствие - это неразвитое и развитое состояние одной и той же субстанции. Такой вещи, как всеобщее разрушение, не существует. В разрушении следствие соединяется с причиной, и это все.

Санкхья описывает четыре категории в отношении их продуктивной способности: (1) продуктивное (пракрити); (2) продуктивное и продуцированное (пракрити викрити); и (3) продуцированное (анубхайярупа). Эта классификация включает в себя все двадцать пять принципов или таттв. Пракрити, природа, или прадхана (глава) чисто продуктивна. Она-корень всего. Она не произведена. Это созидающая сила, производитель. Семь принципов, интеллект (буддхи), эгоизм и пять таттв, или тонких рудиментов и т.д., продуцированы и продуктивны. Буддхи продуктивен, когда из него выведена ахамкара. Он продуктивен сам по себе, когда выведен из пракрити. Эгоизм продуцирован, произошедший от интеллекта, и продуктивен как источник пяти тонких рудиментов или танматр. Тонкие рудименты произошли от эгоизма. В этом отношении они продуцированы. Они дают начало пяти элементам, в этом отношении они продуктивны. Продуцированных-шестнадцать. Это десять органов, ум и пять элементов. Они непродуктивны, поскольку ни один из них не способен дать рождение субстанции, существенно отличной от них самих. Пуруша, или дух, или душа, ни продуцирован, ни продуктивен. Он лишен атрибутов.

Пракрити и пуруша являются анади, или безначальными. Они ананта, или бесконечны. Неспособность различить их-причина рождения и смерти. Различение между пракрити и пурушей приносит освобождение или мукти. И пуруша, и пракрити являются сат, или реальными. Термин "санкья" означает "вичара". Пуруша является асанга, или непривязанным. Он сознателен, вездесущ, вечен. Пракрити действует и наслаждается. Пракрити предназначена для наслаждения пуруши. Души бесчисленны, санкхьясы не верят в Ишвару.

Термин пракрити указывает на то, что первично, что сотворено. Это слово произошло от "пра" и "кри", "делать". Это напоминает ведантистскую майю. Это единый корень вселенной. Это просто мертвая материя, которая, благодаря гунам, обладает определенным потенциалом. Она лишена разума. Это бусы из трех нитей. Три нити - это гуны.

Пракрити не имеет причины, но является причиной всех следствий. Ее называют прадханой, или главой, поскольку все следствия основаны на ней, она-корень вселенной и всех объектов. Пракрити независима и беспричинна, тогда как продукты причинны и зависимы. Это основа всего объективного существования. Посредничество осуществляет аханкара, эгоизм или представление о себе, как о деятеле, является продуктом пракрити, но не пуруша, или душа, всегда остающийся безмолвным свидетелем.

Согласно философии санкхья, природа состоит из трех гун, или сил, названных саттва (чистота, свет, гармония), раджас (страсть, активность, движение) и тамас (инертность, темнота, бездействие). Саттва - это равновесие. Где доминирует саттва, там мир и спокойствие. Раджас - это активность, выражаемая как рага-двеши, симпатии и антипатии, любовь, ненависть или привязанность.

В каждом человеке присутствуют три гуны. иногда в нем доминирует саттва, тогда он уравновешен и спокоен. Он размышляет и медитирует. Иногда в нем доминирует раджас, и он совершает различную мирскую деятельность. Он страстен и активен. Иногда доминирует тамас, тогда он становится ленивым, вялым, бездеятельным и безответственным. Тамас порождает иллюзию. Опять же, в разных людях доминирует в основном одна из гун. Саттвичный человек добродетелен. Он ведет чистую и благочестивую жизнь. Раджасичный человек страстен и активен. Тамасичный человек вял и неактивен.

Когда доминирует саттва, она одолевает раджас и тамас. Когда доминирует раджас, он побеждает саттву и тамас. Когда доминирует тамас, он побеждает раджас и саттву.

Три гуны всегда нераздельны. Они поддерживают одна другую. Они смешаны между собой. Они непосредственно связаны как пламя, масло и фитиль в лампе. Они формируют саму субстанцию пракрити. Все объекты состоят из трех гун. Гуны воздействуют друг на друга. Затем существует эволюция, или проявление. Разрушение - это лишь непроявленность. Гуны - это объекты. Пуруша - это свидетель, субъект. Пракрити развивается под влиянием пуруши. Махат, или великий (интеллект), причина всего мира - это первый продукт эволюции пракрити. Ахамкара возникает вслед за буддхи. Посредничество осуществляет ахамкара. Это принцип, порождающий индивидуальность. Ум рожден ахамкарой. Он выполняет указания воли через органы действия (кама-индрии). Он рефлексирует и сомневается (санкальпа-викальпа). Сведения, поступающие через чувства, он синтезирует в результате восприятия. Ум принимает участие и в восприятии, и в действии. В системе санкхья не существует отдельной прана таттвы. Система веданты отделяет прана таттву. Согласно санкхье, ум и органы своими действиями производят пять жизненных эфиров. Прана - это модификация чувств. В их отсутствии она не существует.

В мудреце или святом много саттвы; в солдате, политике и бизнесмене много раджаса. Интеллект, или буддхи - это наиболее важный из всех продуктов пракрити. Чувства представляют интеллекту их объекты. Интеллект показывает их пуруше. Интеллект проводит различие между пракрити и пурушей. Интеллект - это премьер-министр пуруши. Он приносит пуруше осуществление всего, что должно быть пережито. Он представляется разумным из-за отражения пуруши, который очень близок к нему, хотя на самом деле лишен сознания.

Пракрити - это корень вселенной. Из пракрити эманирует буддхи, или махат. Из буддхи исходит ахамкара, или принцип эгоизма. Из эгоизма рождаются десять чувств, ум, пять тонких танматр звука, вкуса, запаха, цвета и осязания. Из этих танматр происходит пять грубых элементов-земля, вода, огонь, воздух и эфир.

Интеллект, ум и эгоизм-стражники. Пять чувств восприятия, или гьяна индрии - это врата. Интеллект - это инструмент или орган, являющийся посредником между чувствами и душой. Некий объект возбуждает чувства. Ум вводит впечатления чувств в восприятие. Эгоизм обращается к "Я". Интеллект формирует концепцию. Он обращает восприятие в концепцию и представляет ее пуруше. Так возникает знание об объекте.

ПУРУША. Пуруша, или душа, пребывает вне пракрити. Он вечно отделен от нее. Пуруша не имеет атрибутов и он вездесущ. Он не деятель. Он свидетель. Пуруша подобен бесцветному кристаллу. Кажется, что он светится разными цветами, появляющимися перед ним. Он нематериален. Он не является результатом комбинации. Следовательно, он бессмертен.

Пуруши, или души, бесчисленны.

Пракрити и ее продукты являются объектами наслаждения.

Должен существовать наслаждающийся, представляющий разумный принцип. Этот разумный наслаждающийся есть пуруша, или душа.

Пуруша, или душа-свидетель (сакши), отшельник (кайвальям), зритель (драшта), очевидец (мадхьястха), пассивный и беспристрастный (удасина).

Различные души фундаментально тождественны по природе. Знающий - это пуруша. Познаваемое - пракрити. Знающий является субъектом, или безмолвным свидетелем. Познаваемое - это зримый объект. Для пуруши не существует движения. Когда он достигает освобождения, то никуда не следует. Существует множество пуруш. Если бы пуруши были едины, тогда вместе с освобождением одного наступило бы освобождение всех. Освобождение - это не погружение в Абсолют, но изоляция от пракрити.

ДЖИВА. Джива - это "Я" в соединении с чувствами. Она ограничена телом. Она наделена эгоизмом. Отражение пуруши в интеллекте возникает как эго, или эмпирическая душа. Она связана с неведением и кармой. Она зависима от наслаждения и страдания, действия и его плодов, и вращается в цикле рождений и смертей.

Джива должна осознавать совершенство пуруши. Она должна подняться до статуса пуруши. Она должна осознать подлинную природу высшего пуруши. Свобода, или совершенство - это возвращение в свое подлинное "Я". Это устранение иллюзии, скрывающей вашу подлинную природу.

Действия пракрити направлены единственно на благо души и для ее удовлетворения. Мать пракрити держит на руках душу и показывает ей всю вселенскую пьесу, побуждает ее наслаждаться всем, что может дать мир и, наконец, помогает ей освободиться. Система санкхьи направлена на то, чтобы освободить пурушу, или душу, из оков, в которые она попала, соединясь с пракрити. Это достигается благодаря усвоению гьяны, или правильного знания о двадцати четырех составных принципах творения, и правильному различению между ними и душой. Существует три праманы, или средства для получения правильного представления о существовании вещей-пратьякша, или восприятие чувствами, анумана (вывод, заключение) и апта вачана (авторитетное свидетельство).

Когда благодаря разрушению последствий добродетели, порока и т.д. происходит отделение души от тела, и пракрити почтительно перестает действовать, тогда приходит окончательное и абсолютное освобождение, или высшее блаженство.

Когда исчезают плоды действий и тело-грубое и тонкое - распадается, тогда природы индивидуальной души не существует. Душа достигает состояния, называемого кайвалья. Она свободна от трех типов страдания.

Когда человек обретает совершенное знание, добродетель и порок лишаются причинной энергии, но тело продолжает некоторое время существовать из-за предыдущих импульсов, так же как по инерции продолжает вертеться гончарный круг, когда горшечник уже закончил работу.

Душа на самом деле не ограничена, не освобождена и не переселяется, но ограничение, освобождение и переселение имеет отношение только к природе различных существ.

Как танцовщица, показав себя со сцены зрителям, заканчивает танцевать, так и природа перестает функционировать после того, как проявит себя пуруше, или душе. Нет никого скромнее пракрити, когда она сознает, что на нее смотрит пуруша. Она уже не выставляет себя на обозрение пуруши, или души.

Отношение души с природой пракрити подобно дружбе хромого со слепым. Путники бросили в лесу хромого и слепого. Те согласились поделить между собой обязанности передвижения и наблюдения. Хромой взобрался на плечи слепому и указывал ему дорогу. Слепой смог пройти свой маршрут благодаря указаниям своего друга. Душа подобна хромому человеку. Душа обладает способностью видеть, но не передвигаться. Пракрити подобна слепому человеку. Достигнув назначенного места, слепой и хромой расстаются. Так же и пракрити, вызвавшая освобождение души, перестает действовать. Душа обретает кайвалью, или высшее блаженство. Поэтому после осуществления их задач связь между ними прекращается. Душа обретает освобождение благодаря знанию пракрити.

Если бы страдание было естественным для пуруши, если бы пуруша не был естественно свободен от действий гун, тогда невозможно было бы освобождение от перерождений.

Линга деха, или тонкое тело, которое переселяется из одного плотного тела в другое в течение последовательных рождений, состоит из интеллекта, эгоизма, ума, пяти органов познания, пяти органов действия и пяти танматр. Впечатление о действиях, совершенных в различных рождениях, сохраняется в тонком теле. Соединение линги с плотным физическим телом представляет рождение, отделение линги от плотного физического тела является смертью. Эта линга деха разрушается благодаря знанию о пуруше.

Ограниченность относится к пракрити, но ее приписывают пуруше. Пуруша вечно свободен. Соединение пуруши с пракрити, вызванное неразличением - это рабство. Неспособность отличить пурушу от пракрити - это причина самсары или рабства; отделение пуруши от пракрити через рождение - это освобождение.

Яндекс.Метрика