Регистрация  |  

АЮРВЕДА – ОБРАЗ ЖИЗНИ

Пусть все будут счастливы,
Пусть все избавятся от немощи,
Пусть все заботятся о благе других,
Пусть никто не знает страданий.

Дханвантари (основатель Аюрведы)

При произнесении слова Аюрведа у меня почему-то возникают ассоциации такого порядка: “Are You Веда?” То есть, как бы: “А ты знаешь?”. Шутка, конечно, но все-таки: что скрывается за этим словом? Да, сейчас оно все чаще употребляется, его можно прочитать и на страницах журналов о здоровом образе жизни, услышать по радио, увидеть среди перечня услуг салонов красоты. Оно как-то незаметно входит в нашу жизнь. Или наоборот, мы входим в него. Действительно, этому слову уже более 5000 лет. И даже немного странно, что оно может выглядеть новомодным.

На самом деле Аюрведа – это соединение слов “Аюр” – жизнь и “Веда” – знание. То есть это знание законов, определяющих жизнь. И если Вы думали, что это всего лишь раздел науки о здоровье или медицины, то Вы просто недооцениваете Аюрведу. Здесь гармонично сплетены представления о здоровье, питании, образе жизни, красоте и молодости, сне, физиологии, смерти и многое другое. Это не только наука о том, как сохранять здоровье в своем теле, но и том, как совершенствовать свой ум и свой дух. Это целая философия, целый образ жизни.

Кроме того, что Аюрведа делает упор на поддержание хорошего здоровья и профилактику болезней, а также занимается лечением уже возникших заболеваний, она также обращает пристальное внимание на диету, в аюрведической медицине даются определённые рекомендации по соблюдению режима дня и ночи для разных сезонов года, а также по поведению индивидуума в обществе.

Современная наука все ближе подходит к тому, что болезни тела очень тесно связаны с мыслями, с мировоззрением человека. А связь образа жизни и физического здоровья уже никто не будет отрицать. Стоит ли открывать в очередной раз велосипед, может быть давно пора обратиться к истокам?

ИСТОКИ

Считается, что знания о жизни, являющиеся частью Вед, открывались святым, находящимся в состоянии глубокой медитации – самадхи. Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами. Наиболее известными врачами в Индии в те времена были Ашвины, которым Веды приписывают множество выдающихся достижений: возвращение к жизни людей и святых, обеспечение долголетия, лечение бесплодия, туберкулёза и других серьёзных заболеваний. Описываются в них и сложнейшие операции, пересадка органов и протезирование. Также можно найти описание анатомии человека и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий и отмечается , что некоторые бактерии невозможно увидеть невооруженным глазом. Описываются там лекарственные растения и их воздействие, а также около 28 видов болезней и лекарства, требующиеся для их лечения.

В послеведический период Аюрведа в Индии всегда занимала почётное место, так как в ней были собраны описания как общего подхода к лечению, так и множества практических терапевтических средств и методов. В 10-том веке существовал очень интенсивный обмен научными и медицинскими знаниями между арабским миром и Индией. Различные книги по Аюрведе были переведены на арабский и затем включены в арабские тексты. Множество знаменитых арабских врачей, такие как Разес или Авиценна, живших с 10 по 19 века, в совершенстве знали Аюрведу. В 13-том веке их труды были переведены на латынь и стали стандартными медицинскими текстами в Европе. Совершенно очевидно, что Аюрведа является родоначальницей западной медицины.

В Средние века Индия подвергалась неоднократным посягательствам на свою свободу и независимость со стороны иноземным завоевателей; мир и порядок, царившие в ней, были сильно поколеблены. В то время, когда Индия была колонией Англией, было основано множество школ чисто западной медицины. В 1912 - 1917 годах, когда был введен закон о регистрации практикующих врачей, аюрведические врачи оказались вне закона даже в самой Индии. И с 1947 года, когда Индия обрела независимость, началось возрождение Аюрведы.

ВПЕРЕД, К ДРЕВНЫМ ЗНАНИЯМ

Благодаря современной медицине, мы глубоко усвоили представление о болезнях, когда появляется какой-нибудь вредный микроб, поселяется у нас в организме, а потом мы всячески пытаемся его отравить. Для этого придуманы таблетки. Если не помогает, то мы начинаем его убивать, используя для “обстрела” современные медицинские приборы и методы. Мы давно уже знаем все это, сопротивляемся, но через какое-то время после начала болезни, все равно честно начинаем принимать антибиотики, производя грандиозный “обстрел” всего организма, под который попадают не только микробы, но и здоровые ткани и органы.

Все это происходит потому, что нет адекватной замены современной медицине. Ее не в природе нет, а просто в нашем сознании она отсутствует. Существует множество методик, практик, способов лечения, альтернативной медицины. Но по широте подхода, научности, накопленной практике и безвредности Аюрведа дает фору большинству современных методов профилактики и лечения заболеваний.

В Аюрведе некоторые микробы также рассматриваются как возможная причина болезни (хотя некоторые микробы являются полезными). Но они лишь вторичная причина. Главное – нарушение равновесия организма, которое и создает условия, для размножения болезнетворных микробов. Если организм поддерживать в гармоничном состоянии, то тогда никакие вредные микробы просто не смогут развиваться.

Аюрведа преимущественно обращена к здоровым людям. Болезни, согласно Аюрведе, необходимо предупреждать заранее, а не пытаться бороться с болезнью как это обычно принято. Она вообще представляет собой систему, позволяющую не болеть.

ЛЕЧИТЬ НЕ БОЛЕЗНЬ, А ЧЕЛОВЕКА

Основное, что отличает Аюрведу, скажем, от обычной медицины и от большинства других систем медицины, - это то, что она смотрит на тело человека как на нечто целое. Аюрведа не лечит непосредственно сами болезни, как это делает современная медицина. Причем современная медицина лечит даже не саму болезнь, а только какой-нибудь ее симптом. А вот принцип древней медицины таков: нужно лечить не болезнь, а человека. А так как человек представляет собой комплекс ума и тела, то Аюрведа лечит все вместе.

Мы все знакомы с ситуацией, когда человек приходит к врачу с насморком, получает лекарство, принимает его. У него затем появляется гастрит. Он опять приходит к врачу, получает новое лекарство, опять принимает. Так со временем можно и до рака дойти. И тогда уже человека начинают травить “химией”, обстреливать разными излучениями. А началось все с насморка…

По признанию самих врачей около сорока процентов пациентов, находящихся на излечении в современных больницах, лежат там из-за болезни, которую они получили в результате самого процесса лечения. Нет сомнений, что реально эта цифра может оказаться гораздо больше. Стоит только начать ходить по больницам.

В Аюрведе очень индивидуально подходят к человеку. Здесь рассматривают его особенности такие, как: физическое строение, размеры тела, психотип, качество и плотность тканей, возраст, режим питания и чем именно он питается. В результате разным больным с общим диагнозом предписывают разные курсы лечения. В Аюрведе не говорится: “Это лекарство от такой-то болезни”. Там сказано: “Всякое лекарство и всякая болезнь рассматривается аюрведическим врачом на фоне индивидуума”. И только в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями, ему прописывается диета и выписываются лекарства. Известно, что современные врачи не посмотрят, какой вы конституции: если у вас простуда, вам будут колоть пенициллин. Всем без исключения, независимо от того, кто ты - здоровый громила или худенький человек, тебе дают одну и ту же лошадиную дозу.

И наоборот, иногда разные заболевания оказываются связаны общей причиной и лечатся сразу вместе. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта.

ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ

Аюрведические лекарства и сами принципы лечения не дают практически никаких побочных эффектов, в отличие от привычных для нас традиционных лекарств. Вы внимательно читаете побочные эффекты на вкладыше к лекарству? Например, если человек будет принимать лекарство от бессонницы, то он ослепнет или оглохнет, у него может развиться цирроз печени, но от бессонницы он избавится. А Вы уверены, что все побочные эффекты пишутся на этикетке? А если есть такие, которые сами врачи еще не знают?

А мы так привыкли поглощать при различных заболеваниях таблетки! Эти химически синтезированные, ненатуральные средства иногда помогают снять боль или снизить температуру, но при длительном использовании совершенно явно наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела.

В Аюрведе запрещено использование химически синтезированных веществ, поэтому используются только природные, натуральные средства, такие как растения, минералы и продукты животного происхождения. Натуральные продукты гомологически соответствуют тканям нашего тела. Поэтому компоненты, используемые в аюрведической терапии, не приносят вреда, но, наоборот, укрепляют внутренние органы человеческого организма, так как обладают сходной с ними структурой. При их изготовлении не используются сложное оборудование и лабораторные технологии. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток.

ПУСТЬ ЕДА СТАНЕТ ВАШИМ ЛЕКАРСТВОМ

Как уже отмечалось выше, все средства Аюрведы – натуральные, поэтому грань, отличающая лекарство от обычного питания становиться достаточно условной. Пища может быть использована как лекарство и наоборот. Разница, в принципе, состоит в том, что у пищи важнее вкус, а у лекарства – некоторые свойства, балансирующие организм. Поэтому средства Аюрведы часто используются совершенно здоровыми людьми как различные тонизирующие приправы. Например, куркума, черный перец, имбирь и чеснок, часто встречающиеся среди кухонных приправ, как раз являются одними из составляющих аюрведических рецептов. Вообще нам, привыкшим к тому, что лекарство в своем нормальном составе является ядами, довольно сложно свыкнуться с этой мыслью, что каждое аюрведическое лекарство мало того, что оно не приносит никакого вреда, но и тонизирует человека, дает ему силы. Ведь здоровому человеку не придет в голову принимать пенициллин, если он здоров.

Вообще, для полноценного лечения болезни в Аюрведе, помимо терапевтических средств, отмечается огромная роль диеты. Вот формула: “Если пациент придерживается необходимой ему диеты, то ему не требуется медицинская помощь, если нет – ему ничего не поможет”. При правильном питании болезни не возникают, а при неправильном – возникают, несмотря на вмешательство докторов. Поэтому, соответствующие диеты предписываются аюрведическими врачами для каждой стадии болезни, а также для последующего реабилитационного периода (для полного восстановления здоровья) и устранения последствий недомогания (выведения остаточных токсинов).

То есть Аюрведа дает человеку знание о том, как пища должна стать нашим лекарством. Как говорил Гиппократ: “Пусть еда будет вашим лекарством”.

ДИАГНОСТИКА

Давайте вспомним, как наши врачи ставят диагноз. Сначала у вас собирают все анализы, которые только можно собрать. Потом внимательно смотрит на них. (Это вместо того, чтобы на человека внимание обратить!) Потом говорят, что ничего не понимают, потому что из этих анализов не ясна причина нашего заболевания. (А никто не и сомневался!) Они просят вас сделать дополнительные анализы. На это раз уже при помощи самых сложных и дорогостоящих приборов. Таких полно сейчас. Вы платите тройную сумму з а анализы, получаете при этом тройную дозу радиации. А они еще месяц смотрят на разные составные части вашей крови или мочи и думают. Результат часто оказывается никаким. И тогда они вам говорят, что неплохо было бы взять у вас пункцию головного или спинного мозга. И хорошо, если после этой процедуры им что-то становится ясно. А вам приходится несколько недель приходить в себя. И все из-за того, чтобы поставить элементарный диагноз, который грамотный аюрведический врач может за пять минут поставить. Для этого ему нужно посмотреть на ваш язык, руки, или глаза. А еще есть очень сложные методы, например, пульсовой диагностики. Чтобы правильно научиться ставить диагноз по пульсу, человек должен семь лет учиться только пульсовой диагностике. Но часто сам человек в состоянии себе диагноз поставить.

ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ

Согласно Аюрведе, человек представляет собой Вселенную в миниатюре. Поэтому любое изменение в окружающей среде приводит к изменениям внутри человека. И наоборот, человек своими действиями, и словами оказывает влияние на всю Вселенную. В свою очередь, деятельность человека, которая проявляется через физическое тело, слова и мысли, будет положительно или отрицательно сказываться на окружающей среде. Аюрведа утверждает, что здоровое тело, правильные мысли, доброжелательные слова и религиозная практика очищают окружающую атмосферу и освобождают её от физических, химических и микробиологических загрязнений. Поэтому Аюрведа уделяет много внимания тому, чтобы вести правильный образ жизни, следить за своими действиями, словами и мыслями. Потому что, имея негативные мысли, поступки также будут иметь неблагоприятный оттенок. Какое же тут здоровье?

ТЕОРИЯ

Не знаю как вам, а мне уж самому стало интересно познакомиться с Аюрведой поближе. Если вы не против , то давайте будем переходить к чему-то более практическому. Но сначала, все-таки, немного новых понятий.

Вы наверняка сталкивались с тем, что для одних какая-нибудь диета или система упражнений идет на пользу, а другим просто вредит. И если, быть упрямым и непробиваемо настойчивым и продолжать следовать тому, что явно вам не подходит, то можно нажить себе серьезные неприятности. Кто-то после, скажем, бега чувствует себя прекрасно, а у кого-то еще сильнее сохнет кожа, начинают болеть десны, наступает упадок сил. “В чем же дело?” - думаем мы тогда. Вот Аюрведа очень конкретно подходит к этим моментам, позволяя совершенно точно сказать, кому какие упражнения или диета пойдут на пользу, а кому придется от них отказаться, пока не завили о себе неприятные последствия.

Аюрведа вводит новый для нас термин, определяя им некий фундаментальный физиологический принцип, называемый доша. Это один из краеугольных камней, на котором покоится весь архитектурный ансамбль Аюрведы. Причем он настолько логичен, что после знакомства с ним вызывает удивление, что современная медицина как-то умудряется обходиться без введения какого-то аналогичного понятия, определяющего индивидуальное строение человека. Итак, согласно Аюрведе, существуют три доши, три базисные субстанции тонкой природы человека, которые действуют в нем и обеспечивают функционирование тела. Ни одну из них нельзя увидеть или потрогать, ни одна не существует в человеке в чистом виде. Их равновесие определяет нормальное, здоровое функционирование организма. Возбуждение или понижение какой-либо из дош приводит к тому или иному заболеванию.

Слово доша с санскрита означает что-то плохое, какой-то порок или недостаток. То есть сама концепция дош создана для выявления различных отклонений. И в свойствах самих дош заложено выходить из равновесия, поэтому-то мы и болеем так часто. И только при идеальном равновесии всех трех дош возможно полное здоровье.

Чтобы перейти к небольшому описанию дош, предварительно скажем, что в Аюрведе существуют пять первоэлементов. Это эфир (пространство), воздух, огонь, вода и земля. Это аналог фазовых состояний вещества, принятый в физике, который дополнен понятием эфира, пространства или если это понятнее для вас – физическим вакуумом. Вот на эти элементы и удобно будет разложить доши.

Доши носят название: вата, питта и капха.

Вата - соединение воздуха и эфира - отвечает за движение в теле. Это самый динамичный элемент. И он, поэтому, легче всего выходит из равновесия. Дисбаланс ваты в организме приводит к боли, к нервным и сердечным болезням, к параличам, препятствующим движению.

Питта – комбинация огня и воды – отвечает за трансформацию в теле. То есть за процессы превращения одного в другое. Например, переваривание пищи. Также в организме эта доша заведует пигментацией кожи, температурой, голодом, жаждой, зрением. Это не такой подвижный элемент, как вата, он реже выходит из равновесия. Нарушения, связанные с питтой – это воспалительные процессы, повышение температуры, покраснение кожи, и так далее.

Капха – соединение воды и земли - как самая стабильная доша из всех, отвечает за структуру тела. Это прежде всего кости, суставы. Нарушения капхи происходят еще реже, но зато труднее излечиваются. К проявлению нарушения капхи относятся также хроническая лень, сонливость, насморк.

Немного непривычно для нас раскладывание различных пар качеств, таких как горячий - холодный, легкий - тяжелый на три доши. В результате получается, что одна из дош имеет уникальное какое-то качество, а две другие при этом обладают одинаковыми противоположными свойствами. Например, вата и капха – холодные, а питта – горячая. Вата – сухая, а капха и питта – жирные . Вата и питта – легкое, а капха – тяжелое. В итоге, вата – сухая, холодная и легкая. Питта – жирная, горячая и легкая, а капха – жирная, холодная и тяжелая. Но отсюда можно проследить все основные свойства этих дош.

Уникальное свойство ваты – сухость, приводит к тому, что дисбаланс ваты может проявляться как сухость кожи, избыток газов, отрыжка после еды, икота, а также неуравновешенность. Избыток горячей питты приводит к раздражительности и возбудимости, вызванный повышенным огнем. А тяжесть капхи отзывается в организме медлительностью.

В таблице можно более наглядно посмотреть характеристики всех дош.

Соотношение всех трех дош определяет конституцию человека. Но она меняется с возрастом. Например, в детстве преобладает капха. Поэтому в детстве преобладают болезни капхи – насморк, простудные заболевания. В молодости и в зрелом возрасте преобладает влияние питы , а в старости – ваты. Соотношения дош меняются в течение дня. Но некая конституция как фон, на которм происходят все изменения, имеет тенденцию сохраняться.

Существует главный критерий, по которому можно определить свою конституцию. Это ваше отношение к теплу. Если вы очень любите тепло, если вы зависимы от него и плохо переносите холод, то в вас преобладает вата. Это сама холодная и нестабильная доша. Человек с конституцией питта, наоборот, плохо переносит жару и быстро потеет. Наконец, капха – самая стабильная и надежная. Она хранит энергию в себе и меньше всего зависит от внешних условий. Человек с выраженной капхой в конституции будет одинаково комфортно чувствовать себя и в холоде и в жаркой погоде.

Но при определении своей доши полезно помнить, что не бывает чистой конституции. Чаще всего люди обладают двойной конституцией – вата-капха, питта-вата и т.д. При этом третья доша у них понижена. Если хочется применить на себе рекомендации Аюрведы, то тогда людям с двойной конституцией необходимо соединить рекомендации для двух типов, или обратить внимание на методы, которые возбуждает пониженную дошу.

Вообще нельзя сказать, что все так просто. Каждая из дош может находиться в состоянии возбуждения, угнетения или в норме. Кроме того, выделяют пять основных и пять вторичных типов каждой доши. И в человеке может быть возбуждена не одна доша. Таким образом, число вариаций достаточно велико.

И разобраться самому в своей собственной конституцией достаточно сложно. Для этого существуют различные длинные тесты. И все-таки без опытного врача не обойтись, особенно когда дело касается именно лечения заболеваний. Тем более что мы все время говорим о проявлениях этих дош в организме человека и интерпретаций этих проявлений нашими органами чувств и умом. Тем не менее, даже на таком поверхностном уровне становятся ясными некоторые закономерности.

Например, людям с явно выраженной возбужденной ватой, противопоказаны интенсивные физические нагрузки, хотя они для них и достаточно естественны – отвлекают возбужденную нервную систему. Так как вата в организме еще больше будет возбуждаться. Или понятно будет действие погоды: в ветреную погоду у нас будет повышаться вата, а в жаркую погоду – питта. И, имея в виду такие моменты, можно уравновешивать известные влияния, возбуждающие ту или иную дошу, компенсируя их, скажем, питанием.

Концепция современной медицины – постоянная борьба с природой. Это возникло в результате представлений об эволюции человека как некого механизма. Следовательно, с помощью определенных механических методов возможно его привести в порядок. Согласно Аюрведе, для приведения в порядок организма, нужно просто ему не мешать. Тогда он сам придет в равновесие. Ему лишь можно немного помочь. А концепция дош, постоянно выходящих из равновесия, показывает их подобность качающимся шарикам на веревках. Нужно просто дать им успокоиться.

Аюрведа очень полезна, когда речь идет о рекомендациях общего характера, но в некоторых случаях специфические заболевания может вылечить только действительно грамотный аюрведический врач, которого не так просто найти. Поэтому-то часто в таких случаях люди, даже имеющие представление об Аюрведе все равно прибегают к помощи традиционной медицины. Но именно эти общие советы, применимые для всех людей, очень простые по своей сути и очень действенные мы и будем давать на страницах следующих номеров нашей газеты.

Подготовил Борис МЫЗНИКОВ

Вата-доша

Питта-доша

Капха-доша

Элементы (состояния)

Воздух и эфир (пространство)

Огонь и вода

Вода и земля

Качества

Движение и текучесть

Трансформация и нагревание

Прочность и устойчивость

Основные качества, особенности

сухая, шершавая (шероховатая), холодная, легкая, тонкая, быстрая, подвижная, изменчивая (неустойчивая)

горячая, текучая, жидкая, маслянистая, легкая, дурно (кисло) пахнущая, резкая (острая), проникающая вглубь

тяжелая, влажная, холодная, сладкая, маслянистая (жирная), липкая (тягучая, клейкая), гладкая, медленная, стабильная, устойчивая, неподвижная (инертная)

Кардинальное свойство

сухость

интенсивность

тяжесть

кардинальное следствие

неуравновешенность

возбудимость

медлительность

Контролирует в организме

Управляет дыханием, ритмом сердца, тонусом сосудов, этапностью пищеварения, кровообращением и нейромышечная активностью

Контролирует метаболизм и, соответственно, управляет жаждой, голодом, интенсивностью пищеварения, температурой тела, цветом кожи

Отвечает за стабильность, прочность, устойчивость организма, иммунитет, баланс жидкостей, увлажнение слизистых оболочек

Психические особенности

Разговорчивость, быстрота действий, беспокойство, страх, пугливость, недоверчивость, схватывание на лету, но плохое удержание в памяти, непоследовательность, непостоянство, привязанность к стимуляторам: кофе, алкоголь, никотин, наркотики, неуравновеше нность, импульсивность, легкость на подъём, быстрота реакции

Пунктуальность, увлеченность, переходящую в фанатизм, напористость, предприимчивость, остроумие, переходящее в сарказм, властность, честолюбие; склонность к гневливости и раздражительности; воинственность; динамичная, четко аргументированная, хорошо артикулированная речь; прямота, критичность, переходящая в сварливость

Привязанность, терпимость, материалистичность, склонность к накоплению, “приземленность” натуры, медленное усвоение новой информации, но хорошая память, неторопливость, сдержанность речи, консерватизм, прагматизм, нелюбовь к переменам, сентиментальность спокойствие, умиротворенность, благодушие

Предрасположенность к строению тела

Худоба, медленно набирают вес, легкость костей, нарушение осанки, плоскостопие, дефекты прикуса и расположения зубов; искривление носовой перегородки; выделенность суставов и сухожилий, хруст суставов; нерегулярность аппетита и пищеварения, зябкость, особенно конечностей; отсутствие блеска глаз; пониженное потоотделение

Среднее, гармоничное телосложение, теплые конечности; потливость; блеск глаз; выраженный аппетит и хорошее пищеварение; плохую переносимость жары, духоты, негативное отношение к лежанию в горячей ванне

мускулистость, громоздкость; быстрый набор веса, тенденция к ожирению; хорошо выраженные ресницы; большие, выпуклые, увлажненные “коровьи” глаза; крупные, плотно посаженные, обычно матово-белые зубы; большую грудь и широкие плечи; преобладание жира на бедрах и ягодицах, умение изящно двигаться даже при большом весе; толстые, ровные, матовые ногти; глубокий, мелодичный голос; медленное пищеварение

Волосы

сухие, жесткие, вьющиеся, тусклые и ломкие волосы

мягкие, нетолстые, рыжие, соломенные или каштановые волосы с тенденцией к ранней седине или облысению

толстые, густые, жирные, блестящие волосы

Кожа

сухость кожи, проглядывание вен, легко загорают

светлая кожа, веснушки, быстрое появление морщин, плохо загорают

гладкую, влажную, мягкую, белую, матовую кожу, обычно прохладную

Предрасположенность к заболеваниям

заболевания нервной системы, хронические боли, аритмия сердца, нарушения ревматического характера, склонность к газообразованию, запорам, вздутию живота (метеоризму), спазмам, перепадам артериального давления; блуждающим болям;

болезни органов пищеварения, заболевания кожи и аллергические реакции склонность к поносам

заболевания дыхательной системы, синусит, сахарный диабет, ожирение, атеросклероз и опухоли

Предпочтения в питании

Нерегулярность аппетита

Сильное пищеварении, плохо переносят нарушения режима питания, постоянный голод, жажда

Легко переносят голод

Отношение к теплу/холоду

непереносимость холода

Непереносимость жары

Индифферентное

Сон

Чуткий сон, постоянная невыспанность, бессонница

Спокойно работают по ночам, могут спать немного

Склонность долго спать, встают свежие

Яндекс.Метрика