Регистрация  |  

Все права на этот материал принадлежат Роману Тихонову
При копировании или цитировании обязательна ссылка на сайт
www.avatargroup.ru


Статья №2.

 

Раздел: Человек и Жизнь.

Тема:    Личностный Рост

 

 

 

 

 

Рост и развитие человека – насколько

естественным или противоестественным

является этот процесс?

 

 

 

 

 

Стоит ли верить всему, что говорится или написано?

Нет, не стоит. В конечном счёте, всё есть лишь интерпретация …

А все остальные – лишь интерпретируют интерпретации.

Так стоит ли беспокоиться?...

 

 

        В самом начале стоит оговориться:

 

Рост и развитие не являются синонимами адаптации и приспосабливаемости. Каждая из этих двух пар слов несёт свой, отличный от другой пары смысл, особенно, если мы говорим о росте и развитии человека как индивидуума.

 

Рост и развитие предполагают преображение сознания человека, его способность по новому воспринимать этот мир и себя в нем. Рост сознания в конечном итоге приводит человека к способности само-осознавать себя и к осознанности в отношении каждого действия и поступка, который мы совершаем. Я долгое время не мог до конца понять, что такое, «способность самоосознавать»? Каждый пользуется словами и подразумевает нечто своё. В данном случае я пользуюсь словами, которые придумали другие люди. То, что они подразумевали, как я думаю, это способность человека воспринимать себя самого и себя как часть этого мира. Чувствовать, воспринимать и понимать процессы, происходящие внутри самого человека и вовне.

Способность наблюдать проявляется у человека на раннем возрасте. А вот способность самонаблюдения, как правило, даже у взрослых людей находится в зачаточном состоянии. Наблюдать за своими мыслями, эмоциями. Откуда рождаются страхи и желания? Что заставляет нас действовать или бездействовать? Какие механизмы управляют нашим поведением? Мы мыслим или регистрируем и воспринимаем информацию?

Большинство людей склонны думать, что являются источниками и генераторами мыслей. Так ли это? А что если мы являемся всего лишь «мыслеприёмниками», на подобие радиоприёмников, которые, будучи настроены на определенную волну, ловят или воспринимают сигналы определенного рода, волны?

Способность адекватно воспринимать себя как часть большей системы и называется способностью осознавать.

Способность же самоосознавать – является еще одним шагом в развитии человеческого существа. Самосознание – освобождает человека из-под власти разума. Дело в том, что мы ассоциируем себя со своим разумом. Мы думаем, что то, что думает и есть «Я». Это не совсем так.

 

До тех пор, пока человек имеет сознание, но не достиг осознания, он руководим своим эго. На этом уровне человек представляет из себя «продвинутого» биоробота, способного самовоспроизводиться, адаптироваться и приспосабливаться к окружающей его среде. Для человека биоробота актуальным в жизни является его способность выжить, а для этого нужно уметь адаптироваться и приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни.

 

В самом начале, на заре развития человека, задачи были просты: Например, стало холодно – значит нужно уйти туда, где тепло. Некоторые ученые называют подобное ростом. Однако никто не знает, сколько было тех, кто, когда стало холодно, ушёл не туда и замёрз….

В дальнейшем становилось труднее: положим, появились враги (люди или звери), которые стали угрожать ему и его племени. Когда твоей жизни угрожает опасность, ты схватишься за что угодно лишь бы отстоять её. Камень оказался самым подходящим на много столетий вперед. Впрочем, это умеют и нынешние обезьяны, так что тут, похоже, гордиться пока не чем.

По мере развития сознания человека, его способности объяснить этот мир и себя в нем, его разум, накапливая всё больше информации, выдавал всё более искусные решения и приёмы выживания. Так, например, сегодня, для того, чтобы уничтожить соперника (морально), достаточно публично обвинить его в чём-то значительном. Общественное мнение доделает всё остальное.

 

Для того чтобы выжить, человек пользуется двумя ресурсами: своим разумом (мозг, нервная система, память – накопленный жизненный опыт) и инстинктами (выработанными предыдущими поколениями привычками и установками, которые управляют действиями человека на клеточном уровне).

 

Система двоична: действие – контрдействие. Другими словами, находясь посреди всего того, что происходит вокруг, человеку необходимо сперва, воспринять (то есть, обратить внимание на то, что происходит), затем - проанализировать (хорошо это или плохо), а уж после этого - так или иначе отреагировать на то, что произошло или всё еще происходит. Если человек определяет для себя потенциальную опасность, то начинает решать, взять камень или убраться куда подальше. Если он определяет для себя ситуацию, явление или другого человека,  как нейтральную, то начинает решать, может ли он с выгодой для себя использовать ее/его. Если не может – он теряет к этому интерес. Если может, то начинает строить планы, как это можно использовать. Подобная способность реагировать почти на всё, что происходит вокруг, называется реактивностью или способностью реагировать.

 

Обладая чрезвычайной реактивностью, то есть почти автоматической способностью реагировать на происходящее, которая была выработана на протяжении многих лет его жизни, человек становится достаточно предсказуем и, как следствие, управляем. Заранее зная предполагаемые реакции человека на сравнительно небольшой набор событий и ситуаций, можно создать простую, но надёжную систему управления или манипуляций таким биороботом. Об этом мы поговорим чуть ниже.

 

Итак, как мы уже определили, человек руководствуется в подавляющей степени тем, что он думает, прежде чем начать действовать, за исключением тех случаев, где он действует инстинктивно, автоматически.

 

С течением жизни человек всё чаще начинает задумываться о себе: кто я? Зачем я? Откуда я? И, Самое главное – «Куда я?».

 

Вопросы действительно не простые. Ответ на них можно узнать только у того, кого зовут создателем. Создателем. Ведь если не ты сам себя создал, значит, кто-то тебя создал. Если мама и папа не знают, значит, и их тоже кто-то создал….

 

Именно поэтому, не находя у старших родственников внятных ответов, человек так рано стал обращаться с вопросами к Богу. Внятных ответов не было. Были только урожайные года или нет, дождливые дни или нет, верные жёны или нет, здоровые дети или нет. Были еще молнии, потопы, ураганы и смерчи, болезни и войны. И человек решил, что если всё хорошо, то создатель как бы говорит: я тебя создал, и я люблю то, что я создал. Если всё было плохо, то была только одна интерпретация: Создатель отвернулся от меня – он меня не любит.

 

Представить себе, как выглядел Бог по настоящему, человек был не в состоянии – рамок его знаний и сознания просто не хватало, да и сейчас не хватает, для того, чтобы описать Создателя. Ведь он создал не только его, человека, но и Землю с морями и всем, что в них, полями и горами, и всем, что на них…. Он создал небо и солнце. Короче говоря, ну не можем мы постичь Творца.

И поэтому человек сделал самое простое, на что был способен. Он перенес образ своих родителей и образ своих отношений с ними на образ Творца. И всё тут же встало на свои места. Родители могут любить и могут наказывать. Они могут поощрять и могут отнимать. Они могут слышать, а могут и игнорировать.

 

Стараясь выжить, человек пытался постичь планы Творца, что, согласитесь, было очень не просто. Но в главном человек был убеждён: у Создателя есть ПЛАН, то есть, Богу что-то нужно от него, человека, иначе бы Он, Бог, не наказывал людей громами и молниями, смертями и потопами. У всех ведь, кто что-то создаёт, всегда есть план. Иначе, зачем было бы создавать, если нет плана – просто так, что ли?

 

И вот по мере развития культур, нравов, морали, крепла и развивалась религиозность людей, то есть вера в нечто высшее, что является невидимым, но тем не менее, все же управляет всем, что есть. Вскоре даже выделился определенный клан тех, кто, как считалось, может понимать замысел Божий. У разных народов их называли по разному: жрецы, колдуны, шаманы, Вуду, попы, дьяконы, предсказатели и т.д.

Начиная с пищевой цепочки на Земле и продолжая человеческим социальным устройством, всё базируется на принципе Пирамиды. В соответствии с этим принципом, служители веры, а затем и культа, а затем и религии, а затем и церкви, - стояли на самой вершине социальной лестницы. Ну а где еще должны быть те, кто понимает Бога?

 

Итак, картина прояснялась: есть человек, есть тот мир, в котором он живет. Есть тот, кто его создал. И есть его переводчики на Земле. Переводчиков стали называть служителями Творца, а всех остальных – мирянами, то есть теми, кто живёт в миру.

Так вот, служители Бога подтвердили, что у Создателя есть ПЛАН. И когда первые толкователи божественного подтвердили это, родилась одна из самых мощных и по сей день Иллюзий, которые управляют человеком. Все как-то в раз поверили, что Богу что-то нужно, и что люди это Должны.

 

Мудрые говорили и говорят, что этот мир – иллюзия, майя, митоте. Общая иллюзия складывается из частных. Одной из базовых и основополагающих иллюзий, которые правят человеком, стала иллюзия Нужды. Как только человек в своём сознании согласился с тем, что Богу что-то нужно, а он, человек это должен – он сталрабом Божьим.

 

        

В этом мире и различных его культурах существует очень много придуманных человеком вещей. Он придумывал их годами, столетиями, некоторые – тысячелетиями. Человек придумывал всё это для того, чтобы найти хоть какою-то опору в своейвере. Ибо без веры мир рушится, становится не за чем жить, всё оказывается бессмысленным.

 

Вера человека является основой всего, чем он себя считает и для чего живёт. Вера определяет человека, его отношение к самому себе и к другим людям. Именно вера является спонсором всех действий человека. Вера - рождает или гордость или стыд, или силу или слабость, ненависть и страх или любовь и принятие.

 

Верования отдельных людей породили веру народа. Вера народа родила религию. Предстоятели в религии – сформировали институт  церкви. Церковь стала формировать веру народа. Народ поверил, что он должен.

Иллюстрацией того, что церковь формирует то, во что стоит верить, может послужить  одна из фраз Елены Рерих “…доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553 году по Р. Хр. на Втором Константинопольском Соборе» (иначе он еще называется Пятым Вселенским). Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 31.

Речь, по сути, идёт о том, что простым голосованием, служители церкви, собравшись вместе, отменили идею о реинкарнации, которая до этого присутствовала в вере людей.

 

Факт ли это? Да нет, наверное. Всё в истории человечества является интерпретацией событий. Те, например, кто учился в школе в семидесятых годах прошлого века, отлично знали, что такие исторические персонажи, как Колчак, Врангель, Деникин – были «врагами народа». Сегодня, когда точка зрения на прошлое изменилась, эти люди – достойные патриоты страны, лучшие представители …, и так далее.

 

Однако, интерпретации напрямую влияют на формирование общественного мнения, веры, морали, этики человеческих взаимоотношений.

 

Всем известно библейское «Иди и больше не греши», сказанное Христом Марии Магдалине, после того, как её хотели забить камнями как грешницу. Однако, если мы обратим внимание на апокрифическое Евангелие самой Марии, мы сможем прочесть: «…Иди и боле не греши, думая, что грешишь…». Как и в знаменитом мультфильме: «Казнить нельзя помиловать», смысл сказанного меняется кардинально.

Опять же перевод, интерпретация, мнение.

 

Итак, вернёмся к Вере: Поверив, что должен, человек лишил себя свободы.

Ведь, когда я должен своему Создателю за то, что он меня создал – вся свобода и воля переходят к нему: «На всё воля Божья»….

 

Мне могут возразить те, кто считает себя атеистами: а как же мы?

Дело в том, что на протяжении многих веков Вера и Религия (речь здесь в основном о христианском мире) определяющим образом влияла на массовое сознание всех слоёв общества. И неизбежно это влияние отразилось и на системе воспитания детей. И до наших дней дошла система воспитания, в которой одним из основных постулатов в отношении ребенка является «ты должен». Ты должен любить и почитать, учиться, заботиться, слушаться, выполнять волю родителей и учителей.

 

Как я уже писал в предыдущей статье, приручение ребенка к существующей реальности и её правилам начинается с первых дней его жизни. И если бы вам говорили что это хорошо, а это – плохо, и при этом, все бы поступали наоборот – вы бы легко разобрались, что это обман. Но если всё то, что вам говорят, соответствует тому, что они делают, и это длится на протяжении всей вашей жизни – вы очень скоро перестанете сомневаться в этом.

Более того, система воспитания подкрепляется системой наказаний и поощрений морально-этических, административных, уголовных и духовных. Даже если человек не верит в Бога, он всё равно опасается, что рано или поздно ему придётся держать ответ за все свои неблагородные поступки.

Очень многие не являясь истыми христианами, всё же верят в нечто, что создало всё сущее, и верят, что есть то, что называется грехом, и что за грехи неизбежно и неумолимо последует наказание….

 

Религия во все времена сильно влияла на культуру и формировала её. Культурная история человека такова:

Мы рождаемся в этот мир физически не защищёнными и беспомощными. И почти сразу после нашего рождения нас в буквальном смысле слова отрезают от источника нашей жизни и любви – нашей мамы.

Этот мир враждебен и в нём каждый сам за себя.

Мы рождаемся в этот мир греховными, поскольку не были зачаты от святого духа, но от плотского соития. И мы рождаемся с клеймом греха наших пра-пра родителей – Адама и Евы, которые, согрешив тем, что вкусили плод с дерева Познания, или дерева Добра и Зла, были наказаны тем, что были изгнаны из Рая и стали смертными. Но стали смертными не только эти двое, но и все их потомки…, то есть ты и я. Не важно, правда заключена в этом эпосе или нет, но последнее утверждение опровергнуть невозможно – мы все смертны.

 

Прежде, чем наступит наша смерть – плата за грехи прародителей, нам необходимо выжить и оправдать надежды и планы Господа. Мы должны чтить все его заповеди и безгрешными предстать пред ним в момент смерти.

В нашей культурной истории сформулирована одна интересная закавыка: мы как бы наделены Создателем свободой выбора, но за не правильный выбор мы будем наказаны, поскольку не правильный выбор – это грех. Возникает вопрос: свобода ли это выбора?

И еще, Создатель через своих посредников послал нам свои Заповеди или Правила, которые каждый из нас должен чтить и выполнять. Нарушение этих правил будет считаться грехом. За грех – наказание. Возникает вопрос: если Создатель действительно всемогущ – почему он посылает Правила, которые всеми нарушаются? Или если он позволяет их нарушать, а потом – наказывает своих сыновей и дочерей, то можно ли Его назвать Любящим Богом? И насколько Он последователен, если наказывает нам в Заповедях никого не  обижать, жить в мире и любви, а Сам – наказывает всех, поскольку все нарушают Его Заповеди?

 

Получается слишком много нестыковок и противоречий. Если только не задуматься над смыслом слова Заповедь. А что, если это не Правило? А если это не закон Божий? А вдруг это напутствие: «пойдёшь путём того, что я заповедовал (заповедуют те, кто сам это исповедует, т.е. чтит), то быстрее придёшь ко мне Отцу своему?».

Но если это напутствие, читай «рекомендация», то за него не след наказывать. Тогда рушится вся система, построенная на грехе и воздаянии за него. Тогда становится бессмысленным испытывать страх перед Богом и сваливать на Него ответственность за пожары, наводнения, ураганы, эльниньо, войны и дождливые дни.

 

Проводя такой «экспресс анализ», я пытаюсь понять: а по тем ли правилам в Жизнь «играют» люди? Если по тем, то от чего никто не выигрывает? Почему все живут в страхе и недостаточности? Почему не видно счастливых? От чего взаимоотношения между людьми наполнены ложью, недоверием и вероломством? Если нам наказывали жить в мире, то почему весь мир воюет и самым прибыльным товаром является оружие?

 

Похоже, мы все что-то прослушали. Что-то мы все не заметили или недопоняли. Может быть, жизнь, о чём-то другом? Может быть, правила игры в жизнь иные? Или может быть, мы понимаем цели в жизни ложно?

 

И тут встаёт вопрос о том, чтобы немного поучиться, для того чтобы вырасти в своей способности понимать этот мир, себя в нем и смысле, который каждый вкладывает в понятие «Моя Жизнь».

 

         Итак, как же складывается восприятие человеком того мира, в котором он обитает, восприятие себя самого и других людей? Где, в какой момент вкрадываются те ошибки, которые до неузнаваемости искажают в нашем восприятии ту картину мира, которая реально существует? Как рождаются все эти иллюзии?

 

        Я не настаиваю на том, что всё, что написано ниже есть истина. Предлагаю читателю пользоваться здравым смыслом, простой логикой и своим жизненным опытом, сверяясь, так ли это в «реальной» жизни?

 

        Итак,

 

        … Всё то, что ты видишь и слышишь прямо сейчас - есть ни что иное, как иллюзия.

Человеческие существа принимают иллюзии за реальность постоянно.  Прежде чем мы появились на свет, люди, родившиеся на этой планете до нас, создали своими интерпретациями и суждениями глобальную внешнюю иллюзию, которую я буду называть в дальнейшем иллюзией общества или планетарной иллюзией. Планетарная иллюзия, есть коллективный результат миллиардов меньших индивидуальных иллюзий. Эти иллюзии совместно создают иллюзию, в которую верит семья; иллюзию, в которую верит сообщество людей живущих вокруг тебя; иллюзию, в которую верит население города; иллюзию, в которую верит население страны; и, наконец, иллюзию, в которую верит население всей планеты, всё человечество. Планетарная иллюзия включает в себя все правила человеческого общества, их мировоззрение и верования, установки и законы, религии, культуры и, образы бытия, правительства, школы, социальные устои и праздники.

Я хочу быть правильно понятым: речь не идёт о новом всемирном заговоре и новом плане спасения человечества. Это не о инопланетянах, или мистическом наследии предков.

Разговор о том, как мы привыкли воспринимать мир, и по каким правилам мы выбираем жить жизнь.

Мы рождаемся наделенными способностью к галлюцинации, восприятию иллюзии, и люди, которые были рождены до нас, обучают нас тому, как воспринимать существующую реальность "правильно", т.е., передают нам свою интерпретацию действительности, которая принята в обществе. Внешняя, общая иллюзия включает в себя огромное количество правил, так что когда рождается новый человек, мы стремимся завладеть его вниманием и знакомим его или её разум с этими правилами. Общая иллюзия использует маму и папу, школы и религию для того, чтобы обучить нас тому, как правильно воспринимать существующую реальность, как правильно её интерпретировать.

Внимание является данной нам способностью игнорировать или фокусироваться на том, что нам необходимо воспринять или не заметить. Мы в состоянии воспринимать миллионы вещей одновременно, но, используя наше внимание, мы можем удерживать на переднем плане нашего разума то, что нам необходимо увидеть или прочувствовать. Окружающие нас взрослые, привлекая наше внимание, закрепляют передаваемую нашему разуму информацию путём повторения. Именно таким образом мы выучиваем всё, что мы знаем.

Используя наше внимание, мы познаём всю реальность, всю иллюзию реальности. Мы обучаемся тому, как правильно вести себя в обществе: во что верить и во что - нет; что следует принимать и что не следует; что есть хорошо, и что есть плохо; что считается красивым и что - отвратительным; что есть правильно и что - неправильно. К моменту нашего рождения в этом мире всё уже было готово к тому, чтобы обучить нас всем знаниям, всем правилам и концепциям о том, как правильно вести себя в мире.

Когда ты учился в школе, ты устремлял своё внимание на то, чему обучал тебя твой педагог. Когда ты шёл в церковь - ты устремлял своё внимание на то, что проповедовал тебе священник или наставник. В той же самой динамике происходило всё с тем, что тебе говорили Мама и Папа, братья и сёстры - они все старались привлечь твоё внимание. Мы также учились привлекать внимание других людей и развивали в себе потребность в чужом внимании, которая со временем перерастала в соревнование. Дети соревнуются за внимание своих родителей, своих учителей, своих друзей.

"Посмотри на меня! Посмотри на то, что я делаю! Эй, вот он я!" Потребность во внимании становится очень сильной и продолжает развиваться, когда мы становимся взрослыми.

Внешняя иллюзия притягивает наше внимание и учит нас тому, во что нам верить, начиная с того языка, на котором мы говорим. Язык является своеобразным кодом, посредством которого осуществляется понимание и общение между людьми. Каждая буква, каждое слово в каждом языке представляет собой некое соглашение. Мы называем это страницей в книге. Слово «страница», т.е., то на что ты сейчас смотришь, - есть результат некого соглашения, к которому мы все пришли по поводу этого листа в книге и понимаем одинаково. Раз, начав понимать код, мы привязываем своё внимание к этому восприятию реальности, и энергия начинает передаваться от одного человека к другому.

Говорить на русском языке не являлось твоим выбором. Ты также не выбирал свои моральные, культурные и этические ценности - они уже существовали к тому моменту, когда ты появился на этот свет. У нас никогда не было возможности выбирать, во что верить, а во что - нет. Мы не можем выбрать даже самое малое из этих соглашений. Мы даже не выбираем своё собственное имя.

Будучи детьми, мы лишены возможности выбирать, во что верить, решать, что правильно, мы просто соглашаемся с той информацией, которая передаётся нам другими людьми, начиная с наших родителей. Единственный способ, которым становится возможным накопление информации - это через соглашение. Внешняя иллюзия может привлечь наше внимание, но если мы не соглашаемся с ней, мы не запоминаем эту информацию. Как только мы соглашаемся, мы начинаем принимать и верить в это, и тогда это начинает называться верой. Иметь веру – означает, верить безусловно.

Именно таким образом мы учимся как дети. Дети верят во всё, о чём им говорят взрослые. Мы принимаем на веру очень многое из того, чему нас учат наши родители и учителя, и наша вера оказывается настолько сильной, что система верований или установок, заложенная в нас взрослыми, начинает контролировать всю нашу иллюзию жизни. Мы не выбирали эти установки и верования, и быть может, мы даже сопротивлялись им какое-то время, но мы не были достаточно сильными в то время для того, чтобы выиграть это противостояние. Результатом этого явилось принятие всей системы установок или системы мировоззрения через согласие с ней или соглашение.

Я называю этот процесс приручением. И через это приручение мы учимся тому, как жить и как видеть сон наяву. В процессе приручения человека к новому пространству, информация внешней иллюзии передаётся внутренней иллюзии, создавая, таким образом, всю нашу систему установок и верований или систему видения мира. Сначала ребёнка учат тому, как называются разные вещи: Мама, Папа, молоко, бутылка. День за днём, дома, в школе, по телевидению, нам говорят, как жить и какое поведение считается приемлемым. Внешняя иллюзия учит нас тому, как быть человеком. У нас существует целая концепция о том, что такое "мужчина" и что такое "женщина". Помимо прочего, мы также учимся тому, как оценивать, выносить суждения: мы судим самих себя, осуждаем и выносим оценки другим людям.

Дети приручаются точно также как, приручают собаку, кошку или какое-то другое животное. Для того чтобы научить собаку чему бы то ни было, мы наказываем её и поощряем. И мы тренируем наших детей, которых мы так сильно любим, точно так же, как любое другое домашнее животное: по системе кнута и пряника, поощрения и наказания.

Нам говорят: "Ты хороший мальчик", или "Ты хорошая девочка", когда мы делаем то, чего от нас хотят мама и папа. Когда мы не делаем то, чего от нас хотят, мы - "плохая девочка" и "плохой мальчик".

Когда мы идём против установленных правил - нас наказывают; когда мы следуем правилам - нас поощряют. На протяжении одного дня нас много раз наказывают и много раз поощряют. И скоро мы начинаем бояться быть наказанными, и также мы начинаем бояться, что не получим поощрения, награды. Наградой является внимание, получаемое нами со стороны наших родителей или других людей, братьев, сестёр, учителей или друзей. Вскоре мы развиваем в себе потребность во внимании со стороны других людей с целью получить награду или поощрение.

Когда мы получаем награду - мы чувствуем себя хорошо, и мы продолжаем делать то, что другие требуют от нас, желая получать новые поощрения и награды. Наполняемые этим страхом быть наказанными и страхом не получить поощрение или награду, мы перестаём быть самими собой и начинаем притворяться и быть теми, кем мы в действительности не являемся, и всё это с одной целью - порадовать других, оказаться достаточно хорошими для них. Мы стараемся понравиться маме папе, мы стараемся понравиться учителям в школе. Мы перестаём быть самими собой, и начинаем притворяться, потому что мы боимся быть отвергнутыми. Страх оказаться отвергнутым и не нужным опережает страх оказаться недостаточно хорошим для кого-то. В результате мы становимся кем-то, кем мы в действительности не являемся. Мы превращаемся в копию маминых установок и верований, папиных "правильно" и "не правильно"; копию установок и норм, исповедуемых обществом и религией.

Все наши нормальные и естественные тенденции развития оказываются потерянными нами в процессе приручения. И когда мы становимся достаточно взрослыми для того, чтобы понимать, мы узнаём новое слово «нет». Взрослые говорят: "Не делай этого и не делай того". Мы начинаем бунтовать, и говорим в ответ: "Нет!". Мы сопротивляемся, потому что отстаиваем свою свободу. Мы желаем быть самими собой, но это получается всё меньше и меньше, поскольку взрослые больше и сильнее. По истечении какого-то времени мы начинаем бояться, потому что знаем, что каждый раз, когда мы сделаем что-то не так - нас накажут.

Процесс приручения к новой среде оказывается настолько сильным, что к какому-то времени в нашей жизни мы уже не нуждаемся ни в ком, кто поддерживал бы его. Мы уже не нуждаемся ни в маме, ни в папе, ни в школе, ни в церкви. Мы осваиваемся в этом процессе настолько хорошо, что сами начинаем приручать себя. Мы являемся самоприручающимся животным. Мы теперь можем приручать себя в соответствии с системой установок и правил, в которые мы верим, той системой, которую нам передали, и мы используем ту же систему наказания и поощрения. Мы наказываем себя, когда мы не следуем правилам, которые соответствуют нашей системе установок; и мы поощряем себя, когда мы являемся "хорошим мальчиком" и "хорошей девочкой".

Система установок или верований подобна Своду Законов, который управляет нашим разумом. Мы не допускаем и тени сомнения к тому, что заключено в Своде Законов, это есть наша истина. Мы основываем все наши суждения и оценки на этом Своде Законов, даже тогда, когда эти оценки и суждения начинают противоречить нашей внутренней природе. Даже законы морали, такие как, например, Десять Заповедей, программируются в нашем разуме в процессе приручения. Одно за другим, все эти соглашения включаются в Свод Законов. И эти соглашения управляют нашей иллюзией.

Есть что-то в нашем разуме, что судит и оценивает всё и вся, включая погоду, собаку, кошку, всё. Внутренний Судья использует содержание Свода Законов для того, чтобы творить своё правосудие и выносить приговоры. Оценке подвергается всё, что мы делаем и не делаем, всё, о чём мы думаем и не думаем, и всё, что мы чувствуем и не чувствуем. Всё живёт под тиранией этого Судьи. Каждый раз, когда мы делаем что-то, что противоречит Своду Законов, Судья говорит, что мы виновны, что нас требуется наказать, что нам должно быть стыдно. Это происходит помногу раз на дню, день за днём, на протяжении всей нашей жизни.

В нас есть еще одна часть, которая получает все эти оценки, суждения и приговоры, и эта часть нас называется Жертва. Жертва носит в себе вину, обиды, стыд. Это та часть каждого из нас, которая говорит: "Бедный я, я не достаточно хорош, я недостаточно умён, я недостаточно привлекателен, я не достоин любви, бедный я". Большой Судья соглашается с этим и говорит: "Да, ты не достаточно хорош". И всё это основано на системе установок и представлений, которую мы никогда не выбирали, но на соглашении, которое было нам навязано. Эти установки оказываются настолько сильными, что даже годы спустя, когда мы сталкиваемся с новыми идеями и концепциями и стараемся принимать самостоятельные решения, мы обнаруживаем, что эти установки и верования продолжают контролировать нашу жизнь.

Всё, что противоречит Своду Законов, проявляется в виде необычного ощущения в области солнечного сплетения и называется страхом. Нарушение правил Свода Законов открывает наши эмоциональные раны и рождает соответствующую реакцию - создание эмоционального яда. Поскольку всё, что заключено в Свод Законов, должно быть правдой, всё, что подвергает сомнению то, во что ты веришь, вызывает в тебе чувство небезопасности. Получается так, что даже если содержимое Свода Законов не соответствует действительности, оно всё равно позволяет чувствовать себя в безопасности.

Именно поэтому нам требуется недюжинная смелость для того, чтобы подвергнуть сомнению и изучению наши установки и саму Веру. Ведь даже если мы и не выбирали все эти установки и верования, мы всё же согласились когда-то следовать всем им. Соглашение, принятое нами настолько сильно, что даже когда мы понимаем, что реальность расходится с правилами Свода Законов, мы продолжаем чувствовать вину, обиду и стыд, если мы действуем в разрез с правилами Свода Законов.

Точно также как у правительства существует набор правил, которые регулируют взаимодействие людей в рамках иллюзии общества, у каждого из нас есть свой Свод Законов, который управляет нашей персональной иллюзией. Все эти законы существуют в нашем разуме, мы верим в них, и Судья внутри нас основывает все свои решения на этих законах. Судья выносит свои вердикты, а жертва - страдает, испытывает вину и несёт наказание. Но кто сказал, что это "правосудие" обеспечивает справедливость в этой иллюзии? Истинная справедливость предполагает только одно наказание за каждую ошибку. Истинная несправедливость - в том, чтобы терпеть более, чем одно наказание за каждую ошибку.

Сколько же раз мы в действительности расплачиваемся за одну ошибку? Ответ - тысячи раз. Человек является единственным животным на планете, которое расплачивается тысячи раз за одну ошибку. Все остальные животные платят только единожды за ту ошибку, которую совершают. Но только не мы. Мы обладаем очень хорошей памятью. Мы совершаем ошибку и мы осуждаем себя, мы решаем, что мы виноваты, и мы наказываем себя за это. Если бы существовала справедливость, тогда одного раза было бы достаточно, нам не было бы нужды делать это заново. Но каждый раз, когда мы вспоминаем это событие, мы снова осуждаем себя, мы снова виним себя, мы снова наказываем себя, снова и снова, и снова. И если у нас есть муж или жена, он или она снова и снова напоминают нам о совершенных нами ошибках, так что у нас появляется возможность осуждать, наказывать и винить самих себя снова и снова. Справедливо ли это?

А сколько раз мы заставляем своего супруга или супругу, наших детей, или наших родителей расплачиваться за одну и ту же ошибку помногу раз? Каждый раз, когда мы вспоминаем об их ошибке - мы снова и снова виним их и посылаем в их адрес эмоциональный яд, который вырабатывается "гормоном" несправедливости, и мы снова и снова заставляем их расплачиваться за одну и ту же ошибку. Справедливо ли это? Судья, находящийся в нашем разуме неправ, потому что вся система установок и мировоззрения неверна, ошибочен Свод Законов. Вся иллюзия - основана на ложных законах. Девяносто пять процентов всех установок и верований, накопленных нашим разумом, являются ни чем иным кроме как ложью. И мы страдаем потому, что мы верим во всю это ложь как в правду.

В контексте планетарной иллюзии, страдания людей, жизнь в страхе, рождение эмоциональных драм - являются вполне нормальными вещами. Внешняя иллюзия представляет собой не совсем приятную вещь; это иллюзия, наполненная насилием, страхом, войной, несправедливостью. Персональные иллюзии людей могут варьироваться, но в основе своей это по большей части настоящий кошмар. Если мы посмотрим на человеческое общество, мы увидим место, в котором невероятно сложно жить, и всё, оттого что оно управляется страхом. Во всём мире мы видим человеческие страдания, злость, месть, вредные пристрастия, насилие на улицах и невероятную несправедливость. Это может присутствовать на различных уровнях, в разных странах мира и проявляться по-разному, но суть - едина, страх контролирует внешнюю иллюзию.

Всё человечество ищет правды, справедливости и красоты. Мы находимся в вечном поиске истины, поскольку мы верим только в ложь, которой перегружен наш разум. Мы ищем справедливости потому, что в той системе ценностей и установок, которой мы располагаем, справедливость отсутствует. Мы находимся в вечном поиске красоты потому, что как бы ни был прекрасен человек, мы не верим в то, что он красив. Мы продолжаем и продолжаем искать то, что и так уже есть в нас. Не существует никакой истины, которую стоит искать. Куда бы мы не посмотрели, всё, что мы увидим - есть истина, однако, имея те установки и соглашения которые в нас вложены, мы оказываемся не в состоянии видеть эту истину.

Мы не видим истину потому, что мы слепы. И то, что ослепляет нас - это те убеждения, которые мы приняли на веру своим разумом. В нас живёт необходимость быть правыми и делать других неправыми. Мы доверяем тому, во что верим, и наши установки обрекают нас на страдания. Как если бы мы все жили постоянно окружённые густым туманом, который не позволял бы нам видеть дальше нашего собственного носа. Мы живём, окружённые туманом, который даже не является реальностью. Этот туман - есть иллюзия, твоя индивидуальная иллюзия жизни, то во что ты веришь, все те концепции и установки о том, что ты такое; все те соглашения, которые ты заключил с другими, с самим собой и даже с Богом.

 

        И, похоже, единственным способом вырваться из этого замкнутого круга является смена тех воззрений, установок и убеждений, которые ограничивают нас в жизни, не позволяют быть свободными, сильными, радостными на те, которые позволят изменить качество твоей жизни, освободиться от оков иллюзий и увидеть этот мир и себя в нём совершенно по-другому. Это колоссальная внутренняя работа. И именно её я и называю ростом, ростом сознания человека.

 

         Мы говорим не о физическом росте, не о росте знаний (у нас их и так предостаточно – только вот лучше всё не становится), не о росте накопленного опыта в жизни – этого опыта хоть отбавляй: войны и миллионы погибающих насильственной смертью каждый год; десятки тысяч умирают от голода каждый день, и это при том, что столько же еды в тоннах уничтожается на помойках каждый день; разрушение экологии в масштабах планеты; тысячи смертей на национальной и расовой почве каждый день; вырубка лесов; таяние арктических и антарктических льдов… - нет, опыта нам не занимать.

 

Я говорю о росте человеческой осознанности. О способности человека понять, что им движет и насколько его это радует; о способности человека понаблюдать за собой и решить, насколько это продуктивно. О возможности посмотреть сквозь те иллюзии, которые окружают человека в жизни. Я говорю о росте человеческого сознания, индивидуальном и коллективном. И, причём, об очень быстром росте – всё  больше людей говорит, что времени у нас осталось совсем не много.

 

Итак, возможен ли рост человеческого сознания? Насколько он естественен или наоборот – противоестественен?

 

Увы, пока только плохие новости.

 

 

Рост, развитие и перемены никогда не являлись желанными и ожидаемыми человеком. Скорее, наоборот, человек всегда боялся перемен, изменений и нововведений. Я предвижу возражения со стороны читателя, однако, одно дело говорить о росте и переменах, и совсем другое – реализовывать их.

 

Рост и развитие всегда происходят «не от хорошей жизни». В силу своей природы, человек имеет тенденцию стремиться к удобству, комфорту и удовольствиям в своей жизни.

 

Любая система стремится к тому, чтобы сохранять стабильное и равновесное состояние, статус кво. Поскольку система не является «вещью в себе», но представляет собой часть еще большей системы, она постоянно подвергается воздействию извне, которое всегда носит дестабилизирующий характер.

 

Воздействия на систему извне не имеют целью разрушить саму систему, но являются лишь следствием более глобальных процессов. В интерпретации человека, любое воздействие на систему, частью которой он является, неизбежно влияет на стабильность её существования и, следовательно, является потенциально опасным.

 

В силу культурного, этического, нравственного, социального воспитания в нашем обществе (речь здесь идёт в основном о светских обществах христианского мира), человек имеет определенную систему ценностей, жизненные приоритеты, и доминирующие жизненные стратегии.

Жизнь подавляющего большинства людей в «цивилизованном» мире, сводится к реализации следующих целей:

 

·                           Оставаться в живых как можно дольше и поддерживать выживание своего рода, клана, семьи, команды (которые в свою очередь, являются основой для выживания самого индивидуума).

·                           Стремиться к достижению максимальной безопасности и защищённости в жизни.

·                           Стремиться к достижению максимального комфорта в жизни и получению максимального количества удовольствий.

·                           Сохранять и защищать стабильность системы, которая обеспечивает безопасность и комфорт.

·                           Обеспечивать возобновляемость и воспроизводство элементов системы для её укрепления и наращивания.

 

Так получается, что, для сохранения стабильной безопасной жизни, человеку необходимо следовать таким стратегиям поведения, которые будут страховать его от ошибок и неудач. Ошибки и неудачи – это тот фактор, который может дестабилизировать систему и привести к её разрушению, и как следствие к потере безопасности, защищенности и комфорта.

 

В стратегиях поведения, в силу постоянно меняющихся внешних условий жизни, существуют моменты, связанные с риском потерпеть неудачу. Таким образом, всё, что связано с риском, оказывается потенциально опасным для системы в целом и для человека, как части системы в частности.

 

Постольку, поскольку риск потерпеть неудачу для человека возможен в различных областях и сферах, стратегии поведения не ограничиваются только вопросами физического выживания.

 

Основным инструментом, позволяющим человеку ориентироваться и действовать в существующей реальности, является его разум, т.е., способность воспринимать существующую реальность, накапливать информацию, позитивный и негативный жизненный опыт. Сопоставлять факты и анализировать весь полученный объём информации ради планирования дальнейших действий, которые позволили бы удерживать систему в равновесии и укрепляли бы её.

 

В этой связи разуму очень важно не совершать ошибок в анализе, планировании и реализации рекомендуемых стратегий. То есть, человеку с интеллектуальной точки зрения всегда важно быть правым. Если он не прав, то его состоятельность, сила, уверенность, и как следствие, безопасность и защищённость, оказываются под вопросом.

 

Правота, таким образом, становится ключевым элементом в реализации стратегий выживания человека. Однако, настаивая на своей правоте, человек оказывается невосприимчивым к любой новой информации, поскольку новая информация может опровергнуть прежний опыт человека, на котором базируется его правота. Поставить под сомнение свой прежний опыт – означает усомниться в своей правоте и, следовательно, признать неправильность всех своих предыдущих действий. Такой роскоши человек не в состоянии позволить себе.

 

Воспринимая любую информацию двояко, «правильно – не правильно», человек склонен относиться к новой информации, которая противоречит его системе взглядов, как к «не правильной». Таким образом, создав определенную систему ценностей в своей жизни и утвердившись в своей правоте, человек останавливается в своём росте и развитии, поскольку становится невосприимчивым к тому, что может обеспечить его дальнейшее развитие. Это происходит до тех пор, пока правота человека не вступает в конфликт с существующей реальностью и проявляется в виде катастрофы, крушения всей системы ценностей и драматических потерь. Только после этого очевидного поражения своей правоты, человек оказывается открытым к пересмотру своей системы ценностей по поводу тех или иных аспектов Жизни.

В народе об этом говорится проще: «Гром не грянет, мужик не перекрестится».

 

Человек по природе своей является социальным существом, т.е. испытывает сильную потребность в постоянном общении и взаимодействии с себе подобными. В системе социальных взаимоотношений для своего собственного выживания, нам необходимо соответствовать существующим в данном обществе стандартам, требованиям и критериям. Это то, что в современном языке подразумевается под словами «имидж», «харизма», «рейтинг» и так далее. Говоря простым языком, человеку в обществе всегда необходимовыглядеть хорошо.

 

Если человек не соответствует существующим нормам и требованиям в обществе – социум всегда находит способы и инструменты для того, чтобы «наказать» человека, поставить на своё место, сделать его изгоем, или обрушить его рейтинг в глазах общественного мнения.

 

С точки зрения выживания в обществе, для человека это означает потерпеть поражение. Как следствие, статус-кво системы оказывается под угрозой, и успех в выживании – под вопросом.

 

Именно таким образом человек становится заложником своего желания «выглядеть хорошо». Заложником общественного мнения.

 

Часто бывает так, что желания и приоритеты вступают в конфликт с желанием быть правым или выглядеть хорошо в глазах других людей, и как следствие – человек вынужден приносить в жертву (зачастую неосознанно) свои желания и цели ради того, чтобы быть одобренным общественным мнением.

 

Например, мужчине важно оставаться в любящих и нежных отношениях со своей избранницей, но он боится, что она будет доминировать в этих отношениях – в этом случае в глазах других людей он будет выглядеть как слабак и, следовательно, будет выглядеть плохо.

Включается стратегия выживания под названием «выглядеть хорошо и контролировать ситуацию». Как результат, в их отношениях вместо нежности, взаимного уважения, любви и доверия, появляется доминирование и контроль действий со стороны мужчины, критика и подавление своей возлюбленной.

Подобные примеры можно привести из практически всех областей взаимоотношений в жизни человека:

·                           Родители рождают ребенка ради того, чтобы любить его, чтобы он радовал их. Но воспитание ребенка предполагает критику, контроль со стороны родителей, наказания – и скоро ребенок начинает бояться родителей, избегать доверительного общения с ними, врать…

·                           Сотрудник компании стремится к карьерному росту, но неискренен со своим руководителем, потому, что боится быть уволенным за правду; проявляет безответственность и слабость перед обстоятельствами, так как боится рисковать и быть уволенным за совершенные ошибки. В результате у начальника нет поводов продвигать вверх по карьерной лестнице безответственного и слабого вруна.

·                           Девушка мечтает о большой и чистой любви с парнем, но у неё уже есть негативный опыт в романтических взаимоотношениях и она не подпускает его близко, не доверяется до конца, оставляет себе «задние двери», боясь, что её снова бросят и унизят. Помня «того подлеца», она испытывает страдания и невольно и неосознанно мстит этому парню за прошлые страдания…. В результате оба несчастливы и шансы на их расставание очень велики.

·                           Продолжите сами…

 

Получается так, что мы желаем одного, но, боясь противоположного, начинаем действовать деструктивно.

Мы не рискуем, потому, что боимся оказаться не правыми и плохо выглядеть в глазах других.

Мы врём, потому, что боимся, что наша правда может разрушить отношения. Но если задуматься, то если в отношениях присутствует ложь – они уже разрушены.

Мы выбираем быть слабее обстоятельств и сваливать вину на них или на других людей, боясь, что прослывём неудачниками. В результате мы не достигаем целей, остаёмся с низкой самооценкой и неудовлетворенными жизнью.

 

В командных видах спорта, таких например, как футбол, команда пользуется несколькими тактиками и стратегиями игры. Стратегия защиты не предполагает достижение новых результатов, напротив, она предполагает удержание достигнутого результата.

 

Большинство живущих людей пользуется стратегией защиты: удерживать достигнутое, т.е. оставаться в жизненной зоне комфорта, не рисковать, контролировать ситуацию, быть правым, не позволять контролировать себя.

 

Стратегии выживания достаточно просты и предсказуемы в большинстве случаев. Именно поэтому бывает так просто управлять действиями, мыслями и эмоциями человека. Именно поэтому общение в режиме манипуляции и провокаций, подначивания, обвинений, похвал и критики, так популярно у нынешних людей.

 

Добровольно человек станет рисковать и будет открытым к риску неудачи только в исключительных случаях: или когда «всему нажитому» угрожает кризис, или когда есть «приз», ну очень большой.

 

Большой выигрыш, обычно покоится на вершине самой высокой горы. А, учитывая низкую самооценку большинства претендентов, не стоит рассчитывать на то, что в гору кто-то пойдёт. Ведь стратегия «выиграть» в отличие от стратегии «защиты», всегда связана с риском, действиями на пределе возможного, готовностью потерять всё, стать неудачником, плохо выглядеть в глазах общественного мнения и оказаться на обочине жизни. А этого никто не хочет.

 

Именно поэтому и получается, что человеку нужен кризис или катастрофа в жизни для того, чтобы продолжить своё развитие и рост, стать открытым к иным точкам зрения и восприимчивым к новой информации о себе и о жизни. В противном случае, если кризиса не будет, у человека доминирующей будет стратегия удержания системы в равновесии. Т.е. Он будет стремиться максимально долго оставаться в зоне жизненного комфорта, избегая риска, отказываясь учиться и принимать новое….

 

Таким образом, рост, развитие и эволюция не являются естественными для человека. Они скорее противоестественны.

 

По «Закону Трёх», о котором писали Гурджиев и Успенский следует, что во вселенной существуют три силы: Позитивная, Отрицательная и Нейтральная. Позитивная играет созидающую роль, Отрицательная – разрушающую, деструктивную (в двоичной системе «хорошо – плохо), А Нейтральная – уравновешивающую. В зависимости от соотношения этих сил рождаются те, или иные процессы.

По аналогии с «Законом Трёх», говоря о росте человеческого сознания, я подразумеваю усиление позитивной составляющей. Этот процесс может возникнуть, когда доминирующей станет отрицательная или деструктивная сила (когда всё начинает рушиться в жизни человека, его семьи, рабочего коллектива, народа или страны). Тогда для того, чтобы удержать систему в равновесии, человек начинает выходить из зоны комфорта – это легко, поскольку в его жизни уже кризис и зоны комфорта нет. Тогда человек начинает открывать себя для нового, учиться, рисковать, признавать что прежние жизненные стратегии были неэффективны, что отношения были непродуктивными, и что он был не прав.

Спасая ситуацию, человек включает позитивную составляющую и стремится сбалансировать ситуацию – достичь прежнего равновесия. Но условия уже изменились, и ему приходится корректировать и свои жизненные установки, стратегии и отношения с самим собой и с другими людьми. Так достигается новый баланс сил, который остаётся до нового кризиса.

 

Кто-то может спросить: «А он нужен вообще, этот рост? Кризисы ведь всё - равно будут».

 

Дело в том, что рост, о котором я говорю, позволяет избегать кризиса до его зарождения. Рост сознания позволяет пользоваться такими жизненными стратегиями, которые опережают возможность возникновения кризиса. Например, достигнув нынешнего уровня роста своего сознания, многие люди знают, что для того, чтобы избежать кризиса, не стоит оставлять воду пущенную в ванной комнате без присмотра, иначе, она зальёт соседей внизу…. А некоторые – еще не достигли этого уровня сознания. Успешные люди в бизнесе очень хорошо понимают эту идею. Они говорят: «Сегодня для того, чтобы стоять на месте, нужно бежать…». Это говорит о том, что только в развитии, в инновациях возможен рост и развитие, сохранение конкурентоспособности, удержание преимущества, временной монополии.

 

На пути к росту человека, росту его осознанности по поводу того, что он создаёт в жизни, к чему стремится, как относится к себе и другим людям стоят уже упомянутые мной иллюзии. О двух я уже сказал: Иллюзия Недостаточности и Иллюзия Нужды (когда ты соглашаешься с тем, что ты Должен).

 

Иллюзия недостаточности теоретически рассеивается очень просто: достаточно задать себе простой вопрос. Если мне этого действительно недостаточно, то почему я всё еще жив и здоров? Ведь если бы мне действительно было этого недостаточно, то я бы уже умер. А вдруг я придумал, что мне этого недостаточно? Дай-ка я поживу так, будто мне этого хватает и стану, не смотря ни на что радоваться жизни.

 

Дальше начинается твой рост: ты выбираешь быть достаточным человеком, и решаешь получать удовольствие от того, что есть, как Робинзон на необитаемом острове. Какое-то время ты будешь сильно бороться с так привыкшим к тебе чувстве недостаточности: всё вокруг будет кричать тебе: у тебя недостаточно денег, жилплощади, недостаточно современная машина, недостаточно красивая жена и т.д.

 

О, недостаточность будет сопротивляться в тебе очень сильно и на это есть своя причина.

 

Твоё эго.

 

 

ЭГО.

 

Эго является твоим виртуальным спутником. Только ты этого не знаешь. Когда–то в твоём далёком детстве оно сказало тебе: дай мне немного порулить. И ты дал. И с тех пор оно рулит и рулит. Ты настолько привык к этому, что думаешь, что ты – это твоё эго.

 

Эго – это то, что ты думаешь о себе. Это весь набор твоих воспоминаний, мнений и суждений о себе. Эго – это, кем ты думаешь, ты являешься. Твоё эго – есть результат твоей самооценки + сформированная тобой картина мира, которая основывается на твоём прошедшем жизненном опыте.

 

Справочник по психологии даёт следующее определение: «Эго или «Я» - это субъективное психическое явление, определяемое памятью и проявляющееся как противопоставление себя всему другому».

 

Всё дело в противопоставлении. Ты говоришь себе: «я – это Я. Мои границы заканчиваются там, где заканчивается моё тело. Они – это все они. И я разделен с ними пространством. У них – своя голова на плечах, у меня – МОЯ». И вполне может так быть, что наши интересы: интересы моего Я и их всех и каждого в отдельности могут пересечься. И может так оказаться, что они станут моими противниками: они могут захотеть мои деньги, мою жену, мой дом, мою работу…. Они, наконец, могут захотеть сделать меня «не правым», превратить в посмешище…. И ты решаешь, что они могут потенциально стать твоими врагами.

 

Ты говоришь себе: «Вот тут – я прав!». Если ты тут прав, то кто-то из них будет не прав, поскольку «правота» - это определенная позиция по тому или иному вопросу. Позиция всегда по принципу двойственности создаёт оппозицию. Позиция и оппозиция – это противопоставление и противостояние. Противостояние – это война. И ты решаешь заранее, на всякий случай, относиться к «ним», как к потенциальным противникам, включая любимого человека, родителей, детей, начальство или партнеров – они ведь действительно порой оказываются неправы, и переходят в «другой лагерь». Ну а если это случилось хоть раз, то может и повториться, - думаешь ты.

 

Человек почти всегда, за редчайшим исключением, склонен противопоставлять себя всему миру. И в этом его большая проблема.

 

Создание новых отношений со своим виртуальным спутником - эго является квантовым скачком в росте сознания и развитии человека.

 

Твоё эго является порождением третьей иллюзии – Иллюзии Разделенности. Можно сказать и иначе: именно эго является автором иллюзии разделенности. Твой разум на самом раннем возрасте – он ведь тоже растёт вместе с твоим телом, начинает стараться самоиднтифицироваться, то есть, понять, кем он является сам по себе и вместе с телом. Вначале самого разума не видно…, кстати, его не видно и впоследствии. При желании можно увидеть человеческий мозг, но вот разум….

 

Так вот, то, что видно вначале – это тело. И ты начинаешь думать: а-га, значит я – это моё тело, и где-то в районе 3-5 лет отроду, когда ты понимаешь, что люди умирают, ты в панике не можешь заснуть, думая, что же с тобой станет, когда умрёт твоё тело, то есть ты.

 

Потом ты как-то справляешься с шоком от этих мыслей, так и не найдя ответа на свой вопрос. И позже, ты узнаёшь, что наделен разумом. Тебя ободряет эвклидовское “Cogito Ergo Sum” («Я мыслю, значит, существую»), и ты начинаешь ассоциировать себя с разумом, у которого есть тело. Как правило, даже такого разделения не происходит. Просто Я – это мыслящее тело. Мыслительный центр ты склонен помещать в свою голову потому, что там есть мозг и ты воспринимаешь этот мир в большей степени через глаза, уши, нос, язык…. То, есть основные рецепторы восприятия мира а, следовательно, и разум, полагаешь ты, находятся в голове.

 

С течением времени, к твоему «Я» присоединяются твои воспоминания о себе и различных событиях в твоей жизни.

 

Исходя из твоих воспоминаний, побед и неудач, страхов и надежд формируется твоя самооценка, т.е., то, как ты оцениваешь себя. Учитывая постоянную недостаточность во многих внешних и тем более внутренних вещах, таких, например, как деньги, знания, время, сила, уверенность, любовь, и особенно – недостаток жизненного времени (ты уж точно хотел бы пожить подольше, чем тебе отпущено), вряд ли можно сказать, что твоя самооценка высокая. Я имею ввиду, не для публики, а внутри, наедине с самим собой….

 

А вот, интересно, чья самооценка? У кого есть разум и тело? Чем ты отличаешься от других людей, помимо того, что ты о себе придумал?

 

Что такое твоё Я? Кто такое твоё Я? И вообще – кто это «Я»?

 

Прошлое – это набор воспоминаний, которые субъективны и состоят целиком из твоих интерпретаций. Если бы любой другой человек смог бы понаблюдать за тобой на протяжении всей твоей жизни и потом рассказал бы тебе о ней – это был бы рассказ о чьей-то другой жизни, поскольку его оценки и интерпретации резко, а порой и диаметрально отличались бы от твоих.

 

Чем ты отличаешься от любого другого человека? Твоим именем? Да нет, таких имён море. Фамилией? Тоже – нет. Профессией? Да нет же. Полом? Ну, Бога ради! Таких же как и ты – минимум три миллиарда!

 

Возникает вопрос, что это за такое придуманное «Я», которого нет в реальности? Если оно есть – предоставь это. Может быть ты – это то, чем ты обладаешь? Может быть ты – это твои дипломы и сертификаты? Так значит, отобрав у тебя всё это, тебя можно лишить самого себя?

 

А…, ты, наверное – это твоя внешность? Но тогда, при чём тут твой разум, мозг? И если вдруг, не дай Бог, твоя внешность пострадает или изменится, тогда ты перестанешь быть самим собой?

 

Хмм…, получается, что тебя нет. И для того, чтобы быть, ты придумал себя. Но где ты настоящий? Когда боишься и плачешь, или когда окружаешь себя секретами и играешь роль себя сильного и уверенного?

 

Вот ведь вопрос.

 

*   *   *

 

Однако вернемся к недостаточности. К иллюзии недостаточности.

Твой разум (кстати, а все-таки, чей это разум?) обладает способностью накапливать информацию, анализировать её, сопоставлять и сравнивать. Именно в способности сравнивать, кроется ключ к иллюзии недостаточности. Ты постоянно сравниваешь: чего у тебя в достатке и чего не хватает, из того, чего много у других, тех, кому ты себя противопоставляешь. И почти всегда и постоянно ты – в проигрыше. У других - всегда бывает больше, чем у тебя, новее, моложе, моднее, лучше, умнее, сильнее, властнее, увереннее, красивее и так далее.

 

Интересная получается картина:

 

·                           Ты не свободен, потому, что жизнь не в твоей власти. Ты должен Богу, родителям, детям, друзьям, государству, практически всем.

 

·                           Ты недостаточен, потому, что у тебя всего мало и всего не хватает.

 

 

·                           Ты живёшь в страхе, потому, что противопоставляешь себя всем и каждому, потому, что в каждом ты видишь потенциальную угрозу. Ты разделен со всеми.

 

·                           У тебя низкая самооценка и ты боишься рисковать, потому что боишься стать в глазах своего мира ни кому не нужным неудачником.

 

 

·                           Ты хочешь быть любимым, но боишься измен, предательств и унижений, и поэтому глубоко внутри – ты один.

 

·                           И ты страшишься смерти, потому что не представляешь себе, что начнет происходить с тобой перед лицом этой невероятно огромной цунами, которая сметет твою личность с лица этого мира. И ты не знаешь, что начнет происходить с тобой потом. А ведь ты грешен…

 

 

 

А теперь представь себе шесть миллиардов точно таких же, как и ты сам, живущих точно в таких же условиях, и ты поймёшь, почему мы все живём в таком вот мире…

 

 

Возникает любимый русскими вопрос: Что делать?

 

Для того чтобы ответить на него, необходимо вернуться к ответу на другой вопрос: Во что я верю?

 

 

ВЕРА.

 

Как я уже говорил, именно вера определяет то, в каком мире ты живёшь. Именно вера определяет то, как ты воспринимаешь себя, и как ты относишься к себе. Именно вера диктует тебе то, как ты воспринимаешь окружающий мир, и как ты относишься ко всему, что есть в нем.

 

Ибо было сказано: «По Вере твоей воздастся тебе».

 

Ты видишь то, во что ты веришь, а не то, что есть на самом деле. Ты чувствуешь то, во что веришь, а не то, что происходит на самом деле. Ты воспринимаешь всё именно в той плоскости, в какой настраивает тебя твоя вера.

 

Вера – это совокупность твоих основополагающих убеждений и установок о себе, этом мире, других людях и жизни в целом, которые ты никогда не подвергаешь сомнению.

 

Существует такой старый студенческий трюк, когда в компании кто-то на глазах у всех наливает себе в чашку горячий напиток, чай или кофе и старательно и долго, так, чтобы все заметили, размешивает в этом кипятке сахар.

Потом быстро и незаметно делает подмену горячей ложки на холодную и быстро прикасается к оголённому участку кожи кого-то из тех, кто сидит рядом….

Сосед вскрикивает от боли, полагая, что до него дотронулись горячей ложкой, отдёргивает свою руку и начинает дуть на «обожжённое» место. Вскоре на этом месте появляется покраснение, как от ожога.

 

Но ложка то была холодной!

 

Данный эффект в фармакологии и медицине называется эффектом плацебо, или эффектом пустышки. Суть данного эффекта заключается в том, что когда, например, испытывается новое, еще не поступившее в продажу фармакологическое средство, для чистоты испытаний медики формируют несколько контрольных групп пациентов, которые имеют одно и то же заболевание, на лечение которого и направлено новое медицинское средство.

Одна группа пациентов на протяжении всего срока испытаний принимает один из самых эффективных, но старых препаратов, который уже позитивно зарекомендовал себя в лечении данного заболевания, но по тем или иным причинам перестал удовлетворять врачей.

Вторая группа пациентов принимает новое лекарство, которое только что создано, но еще не одобрено Минздравом.

Третья же группа пациентов принимает «плацебо», или пустышку, например прессованный крахмал, или витамины. Причём все три вида таблеток имеют одинаковую форму, цвет, запах, размер и вкус.

 

Статистика многочисленных исследований подобного рода свидетельствует, что пациенты, принимающие плацебо идут на поправку или излечиваются полностью в 30-60% всех случаев. Этот феноменальный результат не может подпадать под категорию статистической ошибки или случайности. В любой науке 30% аномалия начинает считаться закономерностью.

 

Эффектом плацебо пользуются многочисленные хирурги в своей практике, когда к ним приходят пациенты, обращаясь за помощью, но для которых было бы благотворнее, безопаснее или полезнее не делать операции. Однако эти пациенты свято верят, что этот известный хирург их обязательно вылечит, или, что хирургическое вмешательство будет значительно эффективнее, чем медикаментозное лечение или физиотерапия. Понимая бесполезность споров с пациентом, хирург соглашается на операцию вовсе не имея в виду, что он будет её делать.

Назначается дата операции. Наступает тот самый день. Пациент приходит в операционную (или его привозят), анестезиолог делает ему анестезию, пациент засыпает. После этого врач делает пациенту разрез на предполагаемом месте операции. А затем – его ассистенты тут же накладывают швы.

Когда пациент приходит в себя от наркоза, врач говорит ему, что операция прошла успешно, и он скоро пойдёт на поправку.

Пациент с облегчением и благодарностью покидает операционную. Немецкий хирург Хельмут Хертч, который специализируется на операциях менисков и восстановлении хрящевых тканей, сообщает о том, что в зависимости от анамнеза, от 15 до 45% его пациентов восстанавливают утерянные функции суставов колен без операции, то есть, перенеся операцию - плацебо.

 

Кстати, еще одна интересная мысль: в этом подлунном мире всё существует не само по себе, а для того, чтобы было что-то еще. Врачи, например, существуют для того, чтобы лечить болезни. Пожарники – для того, чтобы тушить пожары. Интересно, что станут делать врачи и пожарники, когда болезни прекратятся, и пожаров не будет? Неужели же врачи заинтересованы в том, чтобы были болезни, а пожарники – в том, чтобы были пожары? Ведь им за это платят зарплату.

Кстати говоря, в Китае врачу платят деньги, когда его клиент здоров, и прекращают платить, когда он заболевает. Давно известно, что из каннабиса или конопли можно изготавливать невероятное количество лекарств, бумагу, нитки и веревки еще уйму всякой всячины в разы дешевле, чем из древесной целлюлозы. И что вы думаете? Леса как вырубались, так и будут вырубаться потому, что деревообрабатывающий бизнес приносит транснациональным корпорациям миллиардные прибыли.

 

Мы все, словно загипнотизированы. Свято верим в то, что есть, как в единственно возможный и правильный вариант развития событий.

 

Этот же самый эффект плацебо, похоже, присутствует во всех областях нашей жизни. Например, я думаю, что этот человек хочет обидеть меня и воспринимаю его слова или действия как обиду. Мне становится обидно, больно и плохо. И это, при том, что он хотел всего лишь помочь мне увидеть, что у меня не работает, в том, как я общаюсь, или веду переговоры, или воспитываю детей, или общаюсь с любимым человеком.

 

Мы все находимся под действием эффекта пустышки, плацебо, иллюзии, майи, митоте. Мы все верим в то, чего нет, как Алиса в стране Чудес, выдаём иллюзию за реальность и говорим, что реальность – это иллюзия. 

 

Разоблачение иллюзий:

 

В статье использован отрывок из авторского перевода книги Дона Мигеля Руиза «Четыре Соглашения» и некоторые идеи, изложенные Нилом Доналдом Уолшем в книгах «Беседы с Богом».

 

 

Яндекс.Метрика