Регистрация  |  

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

"ДЗЭН В ПРАКТИКЕ МЕДИТАЦИИ"
И
"ДЗЭН В ПРАКТИКЕ ЙОГИ И ДЫХАНИЯ"

Орион Б.В.
Москва, 2000 г.

Кто-то уже посещал наши занятия, а кто-то придет впервые, кто-то занимался самостоятельно, а у кого-то такого опыта не было. Но наши занятия должны быть эффективны для всех, поэтому почти в каждом упражнении будет несколько вариантов разной сложности. Можно будет выполнять один из тех вариантов, который будет получаться лучше всего, чтобы для каждого это было интересно, и чтобы каждый смог что-либо получить от практики.

Предлагаемый курс отличается определенными подходами от других подобных курсов, которые и мне когда-то давно приходилось посещать. Вот уже 10 лет, как я веду занятия с группами и сначала я думал, что самое главное дать как можно больше необычных и интересных методов, которые позволяют уйти в глубокие состояния сознания. Потом постепенно мое отношение к методам становилось более спокойным и тогда стало заметно, что методы это не самое главное. Если на самом деле на методы очень рассчитывать, то с ними образуется очень жесткая связь, возникает привыкание и через какое-то время метод перестает работать на нас. Это может быть месяц, это может быть год, а потом нам нужны какие-то новые методы, которые мы стремимся почерпнуть из редких книг, занятий с экзотическими учителями, из посвящений в тайные практики, а затем все опять повторяется сначала.

В нашем курсе мы хотели бы создать понимание, что методы это только инструменты. В буддийских сутрах говорится о том, что палец, который указывает на луну, это еще не сама луна. В правилах буддийского духовного Ордена Взаимосуществования, Тиеп Хиен , основанного дзен-мастером Тик Нат Ханом , говориться, что не следует относиться догматически к любым методам и учениям, в том числе и к буддийским. Когда мы переправились не другую сторону или на другой берег, мы двигаемся дальше и оставляем плот, на котором мы переправились, потому что он нам больше не нужен. Другой берег это нирвана или ниродха , а плот это методы и учения. Поэтому методы и учения всегда следовало бы использовать только по назначению и выбирать только то, что больше всего подходит.

Есть еще одна особенность. Бытует такое представление, что, освоив только технику неподвижной сидячей медитации, ее можно очень эффективно использовать как противоядие и как защиту при любых условиях и в любых обстоятельствах. На самом деле это не совсем так. Занимаясь только техникой неподвижной сидячей медитации, очень трудно получить какие-либо надежные результаты. Это происходит потому, что есть очень много других вещей из сферы или области духовной культуры, которые связаны с медитацией и влияют на медитацию.

Медитация это не только неподвижное сидение со скрещенными ногами, но и проникновение в глубину своего ума и в сферу духовной традиции. Тогда мы получим результаты. Даже если мы их не ожидали, результаты все равно будут, и они будут на удивление очень хорошими.

Наши занятия основаны преимущественно на первоначальных текстах и на комментариях к ним. Это, в основном, Йога-сутры Патанджали и две буддийские сутры, которые называются Анапанасати и Сатипаттхана с комментариями дзэн-мастера Тик Нат Хана. По Сатипаттхана сутре у нас практических занятий еще не было, и это будет интересно тем, кто уже занимался на наших предыдущих курсах.

Наша практика включает много сторон: определенные действия, определенные ощущения и их осмысление или осознавание , как говорится в учении Тик Нат Хана . Для удобства занятий нашу практику можно условно разделить на три части - то, что имеет отношение к телу, к дыханию и к уму. На самом же деле такое разделение проводится только в учебных целях, потому что существует психофизиологическое единство тела, дыхания и ума. В практиках, которые относятся к телу и дыханию, использованы индийская хатха-йога, тибетская янтра-йога и японская дзэн-йога. В янтра-йоге и в дзэн-йоге есть интересные двигательные практики, которые очень облегчают начало работы со своим телом.

Дыхательные практики очень мощные и сильные и они работают очень эффективно. Но если их выполнять отдельно только как технику, то часто бывают не очень хорошие результаты и даже возникают определенные затруднения и проблемы. Можно еще отметить, что назначение наших коллективных занятий в том, чтобы не тратить слишком много времени и сил на самостоятельные занятия по книгам-самоучителям. Можно не заметить очень многого и могут возникнуть серьезные проблемы. Мне пришлось это испытать на собственном опыте.

Все то, что относится к медитации на наших занятиях относится к уму или к сознанию. Мы будем употреблять слова ум, сознание, осознавание, мысли как синонимы. Разные медитации имеют свои традиционные названия, но мы предлагаем общее определение всех буддийских медитаций как "не-кармические", потому что именно они уводят нас от привычек и шаблонов и в конце концов преобразуют наше сознание.

В наших занятиях мы используем учение дзэн-мастера Тик Нат Хана о социально-активном буддизме, которое позволяет в определенной степени соединить обычную жизнь и духовную практику. Примерно полтора года назад мы начали соединять с нашей духовной практикой элементы йоги и дыхания. Сначала были очень большие сомнения, потому что этот подход отличается от традиционного. При традиционном подходе человек рассчитывает посвятить всю свою жизнь духовному учению и не нуждается в применении дополнительных практик, например, таких как йога. У него не возникают проблемы, связанные с семейными и родственными отношениями и с самообеспечением. Такой подход идеален, но не вполне для нас подходит. Здесь мы связаны определенными обязательствами со своими близкими и родными и какими-то делами, чтобы себя обеспечить

Мы ввели занятия йогой и дыханием и, хотя они не являются самоцелью, они позволяют более надежно и более быстро, хотя мы совершенно не торопимся получить опыт работы со своим сознанием и приблизить нашу практику к традиционному духовному пути. Особенность заключается в том, что наше сознание очень инертно и консервативно и с трудом поддается прямому воздействию и изменению. В то же время тело более пластично и мы можем выполнить определенные контролируемые действия и движения, которые оказывают непрямое, но сильное воздействие на наше сознание. Так же проявляется и воздействие дыхания на наше сознание и даже еще более глубоко, чем воздействие тела. Поэтому, например, в 8-ми ступенчатой йоге сначала следует работа с телом, асана , затем работа с дыханием, пранаяма , и только потом работа с сознанием, дхьяна . Это очень правильно ориентирует и позволяет с минимумом ошибок воспринимать и культивировать определенные ощущения, которые возникают во время практики.

Все, о чем мы говорим для некоторых уже практика, а для других, может быть, это еще только слова. В своем опыте на самом деле мне многократно приходилось слушать и читать об одних и тех же вещах и всякий раз я извлекал для себя различное содержание - столько, сколько я мог извлечь на данное время, не больше и не меньше. Когда я снова возвращался к тем же самым книгам, то видел их содержание по-другому, т.е. все зависело от моего восприятия.

Нужна определенная переориентировка при восприятии действительности, к действительности нашего ума и всего, что происходит на наших занятиях. Это не просто, потому что нужно отойти от привычек и стереотипов, которые образовались у нас очень давно, десятки лет назад, и с очень большим трудом поддаются изменению.

Если на наши практики посмотреть с обычного уровня восприятия, то они выглядят парадоксально. Это относится ко всем видам практики и к медитации и к йоге и к дыханию, а также и к метафизическим основам практики - философскому учению.

Парадоксальность заключается в том, что здесь не подходят правила обычного рационального мышления и обычной формальной логики и наше восприятие совсем иное. В этой сфере мышления нет четко определенных понятий и категорий, нет постановки целей и задач и их жесткого выполнения. Мы стараемся получить ощущения в чистом виде, войти в эти ощущения и в них оставаться. Это подход с точки зрения нашего бытия, существования или онтологический подход в отличие от подхода познавательного или гносеологического, который обычно у нас преобладает. При познавательном подходе всегда бывает очень много вопросов. В чем назначение? Как построена теория? Что означают термины? Познавательный подход нужен, но он не дает полного опыта восприятия, а если его нет, то все остается по-старому. Так во многих книгах по религиоведению или по восточной философии, когда духовные учения описываются учеными с научной точки зрения, а не с точки зрения практики, то что-то остается за пределами выражения.

Здесь хотелось бы этого избежать, но тем не менее научный подход, как составляющая часть тоже нужен. Поэтому при подготовке к этому курсу использованы лекционные материалы работы со студентами в Академии философии МЭГУ в 1996-1998 годах и публичные лекции в Государственном Музее Востока в 1995- 2000 годах.

Сначала очень сложно воспринять парадоксальность, о которой говорилось ранее. Она заключается в том, что мы постепенно входим в такое состояние, когда устраняется двойственность, оппозиции и противопоставление нас и чего-то другого, что обычно свойственно нашему сознанию. Мы всегда выделяем себя, свое Я, которое называется субъект, оттого, что мы воспринимаем или оттого, что называется объект. Это основное принципиальное положение, за которым следует множество других.

Наши практики построены так, что оппозиции, о которых говорилось выше, не проявляются, а наоборот сглаживаются и устраняются. Понять это трудно.

Как это так? Почему мое Я и что-то иное становятся одним целым? Почему боль и удовольствие соединяются в одно целостное ощущение?

Это невозможно понять, но можно ощутить на собственном опыте. Практики, которые мы выполняем, как раз направлены на то, чтобы войти в состояние единства. А от этого состояния до нирваны , как говорится, рукой подать. Можно поверить, что состояние единства существует, но чтобы почувствовать это, нужен собственный опыт восприятия. На самом деле можно считать, что состояние единства во время медитации это и есть первичное истинное состояние, а двойственно и парадоксально наше обычное состояние.

В начале беседы мы говорили, что эффективные курсы можно составить, когда подход системный, т.е. когда практика связана не с одним отдельным элементом или аспектом, а со многими. Мы говорили также, что есть некоторые сложности и недопонимание относительно самой сущности практики, которая заключена просто в пребывании в настоящем, в нахождении в нем без критической и суждения . Это мы будем выполнять во время занятий.

Еще несколько положений: во-первых, это то, что называется передача . Можно заниматься по книгам, но при этом, чтобы появился собственный опыт, требуется очень много времени. Когда есть передача , то собственный опыт появляется гораздо быстрее. Тонкие состояния и переживания возникают у каждого, но они подчас полубессознательны и не достаточно хорошо осознаются, для них не хватает слов. Иногда простое констатирование или указание на эмоциональное состояние занимающегося или несловесная передача чувств и эмоций от ведущего к занимающемуся приводит к появлению и более надежному осознаванию занимающимся собственного опыта.

Во-вторых, относительно слов можно сказать, что Учения пришли в Россию относительно недавно. Поэтому не все слова и не все термины переведены на русский язык и переведены правильно. На наших занятиях будет использоваться уже сложившийся словарь перевода на русский язык, а также термины на языках пали и санскрите . Чем больше у нас будет знания и понимания каких-то слов и терминов, тем больше возможностей, чтобы начало проявляться ощущение и восприятие недвойственности.

Если взять буддийскую философию, то можно увидеть, что имеется много различных терминов, которые очень детально характеризуют различные состояния сознания. Например, мы просто говорим "медитация", а на самом деле это общее понятие включает большое количество терминов, большой набор различных состояний, для всего есть какие-то определения.

Кроме слов есть еще эмпатия , сопереживание, когда мы без слов воплощаемся в образ или в состояние. Сложно сказать, как это происходит, иногда воспринимается внешний вид, иногда какие-то другие признаки. Можно здесь это не обсуждать, но получается так, что существует то, что называется передача , а в дзэн, например, существует специальный термин печать ума или печать сердца .

Мы говорим о том, что есть словесная передача и передача несловесная. Когда мы соприкасаемся с Учениями, находим очень много того, что находится за словами. Например, в дзэн это язык жестов, язык ударов, язык коанов, а также язык невыразимого . В других учениях это может быть возложение рук или нечто иное. Другое название дзэн-буддизма печать ума или печать сердца . Позднее можно будет рассмотреть происхождение этого названия, здесь ум и сердце - синонимы. Печать это то, что отпечатывается, передается сразу без всяких слов, без всяких учений, без психологии и философии. Это прямое обращение к уму, к подготовленному уму и сразу приводит к преобразованию. Существует чаньский парадокс о том, что просветление происходит мгновенно. Его можно понимать таким образом, что в течение многих лет была длительная работа и достаточно, просто небольших прямых усилий, чтобы получить последнюю реализацию.

Потом, когда мы занимаемся вместе, может вы почувствуете, что происходит передача и происходит как бы общее усиление практики, Поэтому медитация особенно хорошо получается как коллективная практика. Дома тоже, конечно, это можно делать, но дома лучше получаются практики йоги и дыхательные практики. Но и медитация тоже, конечно, но вот более сильные и глубокие по опыту, обычно получаются как коллективные практики.

Планируется больше говорить и давать практики, которые можно выполнять, когда время тратится непроизводительно. Это, когда мы куда-то идем, едем в транспорте или другие подобные обстоятельства. И потом какое-то внимание может быть уделить вопросам питания. Это не в смысле скрупулезного выяснения баланса и качестве продуктов, а в смысле общих подходов, которые помогали бы, стимулировали бы выполнение наших практик. Как показала практика предыдущих курсов, учебные занятия два раза в неделю помимо домашних занятий это минимальный оптимум, который позволяет включиться. Дело в том, что все практики работают эффективно, но их последействие ограничено. Например, практика асан, выполняемая 1-2 часа, оказывает последействие от 1 до 2 суток. Т.е. прошло 1 - 2 дня и эффект постепенно ослабевает и прекращается. Тоже самое и при медитации. Практика медитации, выполняемая 1-2 часа действует в течение 1-1,5 дней. Дома у нас не всегда есть возможность заниматься. Поэтому если мы проводим учебные занятия 1 раз в неделю, то как бы переходим на поддерживающий режим, когда продвижение резко замедляется.

Остановимся на методиках. Мы говорили, что они не являются самоцелью, а являются инструментами. Поэтому мы выбираем только те, которые нам необходимы в данное время. Таким образом, нет разделения на простые и сложные или продвинутые практики. Поэтому мастера, которые занимаются по 50 лет, продолжают заниматься самыми разными методиками - простыми и сложными. Мы просто из арсенала средств выбираем то, что нам подходит и как бы примеряем на себя, вообще к своей ситуации и к своему состоянию, теперешнему состоянию, потому что у нас и в нас каждый день происходят изменения.

На этом вступительную часть можно закончить.

Медитация "В океане любящей доброты"

Со всех сторон плещутся прозрачные волны.
Это волны безбрежного, бескрайнего океана любящей доброты.
Теплые, ласковые волны окружают меня со всех сторон.
Когда я смотрю вдаль, сияющее голубое небо сливается
с голубой водой - моя доброта неотделима от любви,
заполняющей собой весь мир.
Я вижу огромный розовый цветок.
Это прекрасный цветок лотоса раскачивается на волнах
океана доброты.
Внутри этого лотоса я вижу ребенка. Он улыбается мне.
Этот ребенок - я сам.
Волны плещутся рядом со мною. Они умиротворяют.
Я слушаю голос волн: "Я доброта, Я любовь, я любящая доброта".
Волны касаются меня, проходят через меня во всех направлениях.
Они наполняют и переполняют меня.
Волны созданы из воды, я - из любящей доброты.
Я как капля воды растворился без остатка
в океане любящей доброты.
Я погрузился в море любящей доброты.

Нет опоры… Нет обусловленности… Чистое пребывание…

Яндекс.Метрика