Регистрация  |  

СЛОВО В БУДДИЗМЕ

Б.В. Орион
Журнал "Урания" №5, стр.6-8, 1996 год.

В мире действительности, мире, в котором мы живем, наши стремления к духовному росту порой остаются невостребованными. Подчас случается, что чем более мы тяготеем к духовному совершенству, тем более непонятными и чуждыми становимся для окружающих и для своих близких, тем большее противодействие оказывает нам действительность. Так как мы не можем удалиться в скит отшельника или в Гималайские горы, наше стремление к духовному росту остается неосуществленным.

Можно ли снять противоречия и примирить два мира - мир действительности и мир духовного совершенства? Мне хочется рассказать вам об одном из возможных путей.

Много лет назад я с увлечением читал книги о буддизме. Однако начало понимания буддизма пришло много позже. Это произошло после того, как мне удалось побывать у мастера Тик Нат Хана в окруженном садами и виноградниками дзэн-буддийском монастыре на юге Франции. То, что я увидел, совсем не совпадало с моими представлениями о буддийском монастыре.

В монастыре обитают монахи и монахини как азиатского, так и европейского происхождения. Они лишены аскетичности, сурового самоуглубления или показной религиозности. Это приветливые, сердечные и улыбчивые люди. Они выглядят самыми обыкновенными, однако наделены необычайной доброжелательностью.

Летом в монастырь приезжают многочисленные последователи мастера Тик Нат Хана со всех концов света. В монастыре они узнают, что такое живой и практический дзэн-буддизм. Неторопливое время созерцания сменяется неторопливым временем обычных дел монашеской общины. Но самые обычные в нашем понимании дела: работа в саду, приготовление пищи, трапеза и длительные прогулки - не становятся при этом будничными. Когда мы старались выполнить работу быстрее, нам очень вежливо говорили, что это не совсем правильно. Когда мы слишком оживлялись во время еды или слишком заинтересованно поглощали необыкновенно вкусную пищу, окружающие мягко показывали, что это также не совсем правильно. Если во время длительных прогулок мы не пренебрегали захватывающей беседой, это также не считалось правильным.

Две недели жизни в монастыре пролетели быстро, но семена живого, практического буддизма были посеяны. Что же такое буддизм и почему, выполняя в монастыре привычные действия обычным образом, мы поступали неправильно?

Мастер Тик Нат Хан, поэт и общественный деятель, автор более 70 книг и блестящий комментатор буддийских сутр, часто говорит, что буддизм начинается с внимательности. Внимательности ко всему: к обычным действиям и делам, к работе и к тому, что нас окружает. Сказать об этой внимательности просто, но быть внимательным именно таким образом очень нелегко.

Необходимо выполнять только те действия, которые вы выполняете. Короче говоря, если вы, например, работаете в саду, то только работаете и знаете об этом. Если при этом ваши мысли направлены на то, чтобы быстрее закончить работу и заняться чем-то более интересным, то это неправильная работа. Если ваши мысли помимо работы обращены к чему-либо иному, это также неправильно. Вы не должны вспоминать о прошедшем или представлять себе будущее. Работая, вы только работаете, не более и не менее. Так же следует поступать и во всем остальном, что бы вы ни делали. Делайте только то, что вы делаете, и ничего более.

Все это кажется таким простым и, может быть, даже наивным, но попробуйте следовать этому сами, и после нескольких минут какой-либо деятельности вы убедитесь, что мысли разбегаются во все стороны далеко от места и времени выполняемого действия. Вы начинаете возвращать свои мысли, но они упрямо разбегаются снова и снова. И вот через некоторое время вы уже не в состоянии продолжать такой "простой" опыт.

Эта статья названа "Слово в буддизме", потому что именно слово помогает сохранить внимательность. Об этом говорит мастер Тик Нат Хан в своей замечательной книге "Момент настоящего - это замечательный момент" (автор благодарит Д.Я.Зосимова за выполнение переводов из этой книги ) . Мы повторяем несколько коротких строф, которые называются гатхами, перед любым действием и во время самого действия. Когда наше внимание начинает отклоняться, мы мягко возвращаем его обратно, повторяя гатху про себя или вслух. Пользуясь этим оружием, мы побеждаем рассеянность и невнимательность. Тик Нат Хан приводит гатхи на все случаи жизни - от мытья посуды до вождения автомобиля. Что бы мы ни делали, для нас всегда имеется гатха.

ПРОБУЖДАЮСЬ

Пробуждаясь этим утром, я улыбаюсь,
Потому что передо мной совершенно новый день.
В каждый момент я чувствую полноту жизни
И смотрю на всех глазами сострадания.

Сколько дней уже пролетело в забывчивости? Теперь ум пробуждается и становится внимательным, и это подтверждается улыбкой. Мы глубоко вглядываемся в действительность и улыбаемся. Повесьте над кроватью какую-либо картину, ветку или другой предмет, который напомнит вам об улыбке в момент пробуждения. Впоследствии, уже не нуждаясь в напоминании, вы будете улыбаться сразу после пробуждения, услышав пение птиц или увидев солнечный луч, заглянувший в вашу комнату. Улыбка поможет начать новый день с пониманием и мягкостью.

ВСТАЮ С ПОСТЕЛИ

Как замечательно ступать по земле.
Каждый внимательный шаг
Откроет мне
новый мир.

Чудо заключается не в том, чтобы научиться ходить по воде или летать по воздуху. Подлинное чудо в том, что мы живы, пробуждены к восприятию настоящего момента времени и ступаем по нашей зеленой планете, по Земле. Эти строки мы повторяем, когда делаем первые шаги после пробуждения, когда идем куда-либо или просто прогуливаемся.

УМЫВАЮСЬ

Вода течет из земных глубин,
Вода течет с горных вершин.
Удивительная вода
поддерживает
все живое
И приходит ко мне.

Мы не задумываемся о значении воды в нашей жизни, однако вода делает возможной саму нашу жизнь и произрастание нашей пищи - растений. Само наше тело более чем на 2/3 состоит из воды. Вода - это бодхисаттва (тот, кто помогает всем живым существам), добрый друг, который питает бесчисленные виды живых существ. Польза воды безгранична.

ЧИЩУ ЗУБЫ

Я чищу зубы и полощу рот.
Мои слова доброжелательныи ясны.
Если во рту аромат прекрасных слов,
Значит
в сердце распустился чудесный цветок.

Каждый изготовитель зубной пасты заявляет, что именно его паста лучше всего очистит ваши зубы и освежит дыхание. Но если ваша речь не станет совершенной, то и дыхание не будет свежим. Когда вьетнамцы говорят: "Твои слова дурно пахнут", - это значит, что слова недоброжелательны и язвительны, вводят в заблуждение, содержат сплетни или клевету. Ваши слова должны нести спокойствие и доверие, из которых произрастают радость и любовь. Иначе слова могут ввести в заблуждение и вызвать неприязнь.

ПРОГУЛИВАЮСЬ

Мысли разбегаются
по тысяче путей.
Я ж иду с миром по единственному пути.
Каждый шаг подобен дуновению ветерка.
Каждый шаг подобен распустившемуся цветку.

Наши мысли связаны со множеством вещей или путей. Наша ходьба - это движение по одному пути. Это медитация с полным вниманием к каждому шагу. Шаги гармонично сочетаются с дыханием и спокойствием ума. Каждый шаг вызывает в нас новое дуновение успокаивающей энергии. И тогда мы говорим, что шаг подобен дуновению ветерка. Художники изображают, как каждый шаг новорожденного Будды сопровождается цветением лотоса. Если мы будем ступать в спокойствии и радости, с нашими шагами также будут распускаться цветы земли.

С ЧАШКОЙ ЧАЯ

В моих руках чашка чая.
Сохраняю полное внимание.
Здесь и сейчас
Находятся мое тело и ум.

Для того чтобы овладеть искусством пить чай внимательно, возьмите чашку чая в обе руки. Сознательно дышите, повторяя гатху, приведенную выше. На вдохе повторите первую строку, на выдохе - вторую, на следующем вдохе повторите третью, на следующем выдохе - четвертую строку. Если мы пьем чай внимательно, то восстанавливаем свои силы, а если внимание отсутствует, то вместо чая мы выпиваем свои заблуждения и огорчения. Часто в повседневной жизни наше тело и ум разъединены. Хотя наше тело находится здесь, ум при этом теряется в прошлом или в будущем. Мы бываем одержимы тревогой, завистью или гневом.

Практика внимательности приводит тело и ум в единство, и тогда мы встречаемся с чаем. Если мы пьем чай, то твердо осознаем, что пьем чай, и это становится важнейшим моментом в жизни. Такова практика внимательности. Возможно, что вам близок духовный мир и духовные учения, но вы совершенно не имеете свободного времени для отдельной практики. Если это так, то практика повторения гатх - это ваша практика. Она не отделена от действительности, а сочетается с ней в целостность.

Если вы станете повторять эти гатхи, то непременно ощутите спокойную внимательность и душевный комфорт. Со временем вы сами сможете составить такие гатхи, которые помогли бы именно вам.

В начале статьи был задан вопрос, можно ли примирить два мира - мир действительности и мир духовности. Последователи дзэн-буддизма считают, что нам не нужно погружаться в мир прозаической действительности, забывая о прекрасной мечте, и не нужно улетать в мир идеальный и совершенный, пренебрегая насущными проблемами. Следует только успокоиться, научиться быть внимательными, используя гатхи, и тогда, слушая наставления, мы приобретем любящую доброту и понимание того, что реальный мир не противоречив, не двойствен, а обладает таковостью. Он только такой, какой он есть на самом деле. Это дает нам ощущение настоящего, подлинного, замечательного и неповторимого.

Дзэн-буддийский мастер Тик Нат Хан дважды посещал Россию, а его ближайшие ученики, сами учителя Дхармы, приезжают в Россию сравнительно часто. В Москве образована община последователей Тик Нат Хана, и вы можете получить совет по практике повторения гатх и по другим видам медитации.

Яндекс.Метрика