Регистрация  |  

Арни Котлер и Тереза Фитцджеральд

ОСОЗНАВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ДЗЭН-БУДДИЗМА

Лекция в Государственном Музее Востока
Москва 27 мая 1999 год

Перевод Е.Ю.Бобкова
Редакция Б. В. Ориона
© московский дзэн-центр 1999

Джоаккино Д и Фео . Полтора года мы ждали приезда учителей Дхармы, поэтому прекрасно, что это произошло. Как вы знаете, в Америке у наших учителей есть издательство “Параллакс Пресс”. Они издают книги и много сделали для ознакомления с учением нашего главного наставника - дзэн мастера Тик Нат Хана. Перед приездом в Москву наши учителя уже успешно провели ритриты в Италии и в Норвегии. Моя задача - вместе с Борисом Орионом – организация ритрита, поэтому я сейчас передаю ему слово.

Борис Орион. Позвольте теперь сделать небольшое вступление. Наши учителя уже очень давно пришли к практическому буддизму. Арни получил полное посвящение в сан дзенского монаха от роши Ричарда Бакера в 1977 году. Арни и Тереза встретились у дзэн-мастера Тик Нат Хана и получили от него передачу учителей Дхармы. Они объездили весь мир и проводили семинары Новой Зеландии, Австралии, Америке, Европе и Азии. И везде они несли слово Дхармы. Не такой Дхармы, которая изложена в книгах, и не такой, которая представляется в нашем воображении, а именно такой истинной Дхармы, которая важна для нас. Поэтому мы с большим вниманием и с осознаванием будем слушать их выступление.

Потом наша программа будет продолжаться дальше. Состоится трехдневный семинар, летом будут продолжены практические занятия и учебные занятия, а с осени начнется новый цикл лекций в Музее Востока. Благодарю за внимание.

Арни Котлер . Пятнадцать лет я жил в дзэнском монастыре в Калифорнии и получил насколько важных уроков. Один из них заключается в том, что монахи в монастыре испытывают такие же трудности, которые каждый из нас переживает в своей обычной жизни. Иногда нам может казаться, то, живя в монастыре, мы становимся ближе к божественному идеалу, а наша обыденная жизнь совсем лишена святости и далека от истины. В действительности же, я знаю много монахов, чья жизнь отнюдь не праведная и я знаю много простых, мирских людей, чья жизнь очень близка к божественному идеалу.

Согласно учению дзэн-буддизма наша жизнь посвящена поиску священного в мире, где мы живем. Все зависит от того, как мы живем, но не от того, где мы живем. Тайна дзэн-буддизма заключена в осознавании жизни. Осознавание относится к каждому моменту, к тому, что происходит внутри нас, перед нами и позади нас. Тайна осознавания раскрывается очень просто – через осознанность дыхания. Осознавание для дзэн-буддиста подобно молитве. Это полное погружение во вдох, когда мы вдыхаем, и полное погружение в выдох, когда мы выдыхаем.

Послушаем колокол и, пока он звучит, осознаем наш вдох и наш выдох. Лучше принять позу медитации, выпрямив спину, но не напрягая ее. Ладони опускаем на бедра или накладываем одна на другую. Можно прикрыть глаза или же оставить их отрытыми. Согласно наставлениям моего учителя Тик Нат Хана, еще лучше и слегка улыбаться. Мы будем выполнять медитацию на дыхании в течение 5 минут, наблюдая, как поток воздуха входит и как он выходит во время каждого дыхания. (Раздается троекратное звучание колокола и выполняется медитация на дыхании.)

Иногда наша жизнь течет легко, а иногда в ней встречаются трудности. Внешние обстоятельства подчас з аставляют нас поступать тем или иным образом. Но наиболее важно внутреннее состояние. Может быть, 5 минут назад мы думали о чем-то постороннем, а теперь после медитации мы смогли отбросить все лишние мысли. Поэтому осознанное дыхание это не пустая трата времени. Даже, когда мы сидим спокойно, не напрягаясь, мы выполняем практику естественной осознанности: иногда это осознанность дыхания, а иногда это осознанность мышления.

Может быть, вы думаете о том, что произошло, например, вчера. Кто-то поступил по отношению к вам не очень хорошо, обидел вас или оскорбил вас. Сегодня ваши мысли о том, что случилось вчера. А, может быть, вы думаете о том, что произойдет в следующем году. Все это очень естественно, но чем бы вы ни думали – о прошлом или о будущем, главное понять, что вы осознаете это в настоящем. Единственный момент, когда происходит жизнь – это настоящий момент. Важното, что происходит в настоящем, например, кто сидит рядом с вами. Если вы находитесь в настоящем моменте, вы всегда будете испытывать удовлетворение и радость независимо от внешних обстоятельств.

Практика осознанного дыхания мгновенно переносит вас в осознавание настоящего момента. Это еще быстрее, чем перекусить в закусочной Макдональдса. Америка известна тем, что открывает такие закусочные быстрой еды во многих странах. Но теперь пора Америке предлагать и быстрое осознавание. Это подобно некоторой разновидности мгновенного просветления: мы вдыхаем, выдыхаем и пребываем в настоящем моменте. Пожалуйста, попробуйте эту замечательную практику.

Вы можете выполнять дыхательную медитацию во время ходьбы, осознавая каждый шаг и дыхание. Во время того, как я вдыхаю, я осознаю, например, что сделал два шага. Во время того, как я выдыхаю, я осознаю, что сделал три шага. Если вы опаздываете на поезд, вы можете осознавать один вдох на протяжении шести шагов, а один выдох на протяжении семи шагов. Однако, цель не в том, сколько шагов надо осознавать, е в том, чтобы дышать глубоко или поверхностно. Назначение медитации заключается в том, чтобы стать единым с тем, что происходит. Вдыхая, я осознаю, что происходит в настоящий момент, и, выдыхая, я продолжаю осознавать то, что происходит. Практика осознавания в дзэн-буддизме описывается очень простыми вами.

Наше издательство “Параллакс Пресс” публикует книги по буддизму. Несколько книг уже переведены на русский язык. Но, если мы думаем, что истина заключена только в книгах, то мы глубоко заблуждаемся. Будда говорил, что его учение подобно пальцу, указывающему на луну. Не ошибитесь, приняв палец за саму луну.

Поэтому у тех, кто не читал книг по уддизму, есть определенное преимущество перед теми, кто, еще не встретив учителя, читал такие книги. У прочитавших книги возникает слишком много мыслей о том, что такое буддизм. Они полагают, что имеют представление о буддизме, но, к сожалению, это почти всегда не так.

Думайте о буддизме как о пальце, указывающем в ваше собственное сердце. Во время нашей пятиминутной медитации мы сидели и осознавали свой ум и дыхание, чтобы открыть свое сердце. Заметим, что ум и сердце обозначается итайски одним словом. Познав свое сердце, мы познаем свой ум, и, наоборот, познав свой ум, мы познаем свое сердце - это начальная практика буддизма.

Подчас мы думаем, что ясно видим то, что нас окружает. Нам кажется, что мы видим лица наших друзей, но на самом деле мы видим только внешние проекции своего сознания. То, что мы видим подобно фильму, который проектируется на экран. Этот фильм есть наш собственный ум, а экран есть все то, на что бы мы ни посмотрели. Когда мы смотрим на внешние объекты, то мы видим в них свое собственное сердце и свой собственный ум.

Тереза Фитцджеральд. В буддизме говориться о том, что последствия наших действий это есть мы сами. Нам не скрыться от последствий наших действий. Но как ни важны наши действия, еще более важен наш ум - владыка всех действий. Из этого следует важность медитации. Медитировать означит взращивать сознание. Моему другу был задан коан, который звучал так: “Что есть то, что я взращиваю?”. Что бы он ни делал в течение дня, он себя спрашивал: “А что я, собственно, взращиваю?”. Так что, перед тем, как, например, позвонить, он спрашивал себя: “Что я взращиваю, если сделаю этот телефонный звонок?”. Он звонил по телефону только тогда, когда мог ответить себе, что взращивает понимание. Так он взращивал ум к пробуждению.

Санскритский корень буд в слове “Будда” значит пробудиться, стать пробужденным. Все, чему учил Будда это пробуждение согласно Восьмеричному Благородному Пути. Одна часть этого Восьмеричного Пути это Правильные Усилия.

Первый шаг по Пути Правильных Усилий это взращивание положительного состояния ума. С этим состоянием ума вы уже знакомы. Вы переживали его раньше. Может оказаться, что это радость, которую вы испытывали, находясь на природе, или чувство глубокой любви к детям или внукам. Вы знаете вкус этих благотворных состояний. Помните о них и стремитесь постоянно поддерживать в себе радость.

Сегодня в парке мне повстречалась пожилая женщина с внучкой. Эта женщина была очень снисходительна ко всем шалостям внучки. Может быть бабушке легче, чем родителям проявить снисхождение, потому что родители часто возлагают на детей чрезмерные надежды. Эта встреча с пожилой женщиной напомнила мне, что я могу быть такой же терпеливой по отношению к себе, к мужу, к друзьям и сотрудникам.

Второй шаг это взращивание тех положительных состояний ума, которые вам еще не знакомы, например, миролюбия, верности, радости и счастья.

Третий шаг это устранение неблагоприятных состояний сознания, с которыми вы уже знакомы. Возможно, это пристрастие или ненависть. От этих состояний сознания очень трудно избавиться. Они сжигают нас. В Америке про такие состояния иногда говорят детям – ни в коем случае не входите туда, никогда туда и носа не суйте. Мы не хотим сгореть заживо, объятые пламенем ненависти. Никто не желает пылать огнем зависти, пристрастия или гнева. Эти состояния сознания необходимо устранить. Если вы почувствуете, что неприятные эмоции подступают и сейчас захлестнут вас, то осознайте свое дыхание и это поможет вам успокоиться. Сталкиваясь с подобными состояниями, осознавайте свое дыхание. Запомните, что эти состояния могут сжечь вас.

Четвертый шаг это отношение к тем отрицательным состояниям сознания, которые вы, слава богу, еще не испытывали. Я думаю, что по мере того, как мы взрослеем и стареем нам нужно быть очень внимательными к желанию что-либо изменить к лучшему, к чувству сожаления, что жизнь пришла не так, мы хотели. Если вы заметите, что на горизонте появилось это состояние, не позволяйте воспоминаниям затянуть вас в черную энергетическую дыру сожалений. Не позволяйте этим бесполезным сожалениями и желаниями нанести вам травму. Вспомните о необходимости жить в настоящем моменте.

Я думаю, что в обществе наших дней нужно сознавать и еще одно очень опасное и разрушительное состояния - насилие. Такие Средства массовой информации - телевидение, кино, интернет - показывают много случаев насилия и, тем самым, распространяют семена насилия. Возможно, вы слышали о недавних приступах насилия, которые произошли в средних школах США. Сознание молодых людей подвергалось натиску со стороны средств массовой информации, показывающих насилие, и они взорвались как бомбы ответным насилием.

У нас есть возможность не допустить, чтобы это случилось в нашей жизни, в нашем сознании. Возможно, что у нас даже есть возможность помочь другим позаботиться о чистоте своего сознания. Однажды один репортер спросил у дзэн-мастера Тик Нат Хана: “Что вы стали бы делать, если с вами или с теми, кого вы любите, поступили бы нехорошо? Ответили ли бы вы насилием на насилие?”. В это момент было очень интересно наблюдать за Тик Нат Ханом. Он сделал осознанный вдох, осознанный выдох и после этого ответил: “ Самое главное не дожидаться того момента, когда это уже случится, и проявлять осознанность, не дожидаясь момента кризиса”.

Необходимо найти в себе время и силы выполнять практику осознанности каждый день изо дня в день. Возможно, вы выберете осознанность дыхания или тела. Скажем, вы будете выполнять осознанное дыхание в течение 15 мин. Вы можете делать это сидя в кресле. Цветы в вазе могут помочь вам настроиться на осознавание. Вы будете в глубоком соприкосновении со своим дыханием. Вы можете также развить в себе привычку глубинного осознавания своего тела. Может быть вам будет легче делать практику осознанного хождения или вы выберете практику осознанной еды. Например, вы вдыхаете, выдыхаете и осознаете, что принимаете пищу и что получаете вместе с этой пищей.

Каковы плоды медитации? Вы понемногу начинаете осознавать себя, понимать свои положительные и отрицательные стороны. Осознавая дыхание, вы поймете, что сможете без напряжения глубоко проникнуть в настоящее при общении с самим собой, с другими людьми и даже с теми, кто вам чужд.

В конце концов, вы станете способны ясно понимать то, что говорит ваш ребенок или ваш друг. Вместо постоянного погружения в свои мысли вы будете способны услышать то, что говорят вам окружающие люди. Может случиться, что перед вами откроятся двери понимания какого-либо важного события вашей жизни. К этим дверям ведет бесценный путь осознавания. Мы благодарны Будде, который уже в древности показал этот путь. В наше время люди, подобные дзэн-мастеру Тик Нат Хану, ведут нас по этому пути. Члены Московского Дзэн-центра в России также помогают нам идти по этому пути к миру и согласию.

Арни Котлер. Мы выполняем практику осознанности: осознанное дыхание, осознанное хождение. Когда мы ходим по Российской земле не нужно сожалеть о том, что мы не живем во времена Будды. Традиции русской культуры прекрасны. Это великолепие православного богослужения, это старинный обычай устраивать в избе красный угол. Осознанное дыхание может сделать русскую культуру еще прекраснее.

Тик Нат Хан начал свою книгу “Обретение мира” таким размышлением: “Жизнь наполнена страданием, но, кроме них, в ней немало радостей, таких, как лазурное небо, солнечный свет, детские глаза”. Нужно ли нам прилагать особые усилия, чтобы заметить эти чудеса? Нет, мы просто радуемся этому. Легче это делать, если мы, к тому же, находимся в настоящем, находимся здесь и сейчас в реальном настоящем. Мы счастливы разделить с вами эти простые практики, помогающие радоваться и наслаждаться этой жизнью. Благодарю вас.

Вопрос . З а каким объектом следить во время осознавания дыхания?

Ответ Арни Котлера. Допустимо наблюдать за любым объектом осознавания. Все виды осознавания хороши. Суть заключается в развитии сосредоточенности на одной точке, на одном предмете. Например, это может быть осознавание того, как при вдохе поток воздуха входит и касается ноздрей и при выдохе поток воздуха выходит и снова касается ноздрей. В другом способе вы можете почувствовать, как поток воздуха поступает по носовым пазухам, входит в горло и бронхи. Можно довести осознавание до живота или же просто наблюдать, как поднимается и опускается брюшная стенка.

Вопрос. Что делать, если при медитации мешают посторонние мысли?

Ответ Арни Котлера. Посторонние мысли и сильные эмоции во время медитации могут помешать вам и увести очень далеко. Как только вы заметите это, спокойно возвращайте свой ум к осознанному дыханию. Дыхание это ваш якорь. Он удерживает вас.

Вопрос . Как бороться с гневом?

Ответ Арни Котлера. Первый шаг в практике это распознать то, что в данный момент вы захвачены негативным состоянием. Одно лишь это будет уже достижением в медитации. Осознавайте тот гнев, который возникает. Отделите себя от него. Не пытайтесь подавить его. Просто наблюдайте за ним, и он постепенно начнет утихать. Вам нужно понять причины озникновения гнева. Эти причины находятся внутри вас. Это длительная медитативная работа – распознать корни всех негативных явления, которые находятся внутри вас. Как говориться в Учении, чтобы успокоить гнев следует культивировать любие. Во время семинара обсуждению этой темы будет посвящено много времени.

Вопрос . Каково содержание будущего семинара?

Ответ Арни Котлера. На семинаре удет выполняться медитация сидя рано утром, медитация хождения в живописных местах с одновременным осознаванием дыхания и шагов, а так же медитативное осознавание приема пищи. Тем не менее, одного семинара не достаточно и следует продолжать практику в повседневной жизни. Даже такой мастер как Тик Нат Хан, как он сказал в интервью, выполняет практики каждый день.

Вопрос. Каково назначение практики одиночества?

Ответ Арни Котлера. В практике одиночества есть время, чтобы глубже узнать самого себя. После этого проявляется больше ясности в межличностных отношениях.

Вопрос . Как отличить просветленного человека?

Ответ Арни Котлера. Когда я встретил Тик Нат Хана в 1982 году, я был молодым монахом с бритой головой. Мы прогуливались по Нью-Йорку и Тик Нат Хан спросил меня, что я практикую в своем монастыре. Я ответил, что мы ежедневно воспеваем Сутру Сердца. “А понимаешь ли ты ее?” – спросил меня Тик Нат Хан и пришлось ответить, что нет. “А думаешь ли ты, что я понимаю ее?” - спросил Тик Нат Хан снова. Почва ушла у меня из-под ног после таких слов…

Трудно сравнить Просветление или Сутру Сердца с чем-то обычным, например, с тем, как мы включаем или выключаем электрическое освещение. Тик Нат Хан сравнивает Сутру Сердца с углублением в лес. Иногда мы подходим только к опушке и не заходим далеко, а иногда мы углубляемся в самую чащу леса, в его сердцевину. Поэтому Просветление не так просто как включение или выключение света.

Вопрос. Расскажите, пожалуйста, о своей жизни. Как долго вы практикуете в дзэнской общине? Придерживаетесь ли вы вегетарианского питания? Употребляете ли вы молочные продукты?

Ответ Арни Котлера. Тереза практикует в дзэнских общинах 8 лет, а я 15 лет. Мы придерживаемся вегетарианского питания уже 20 лет и употребляем молочные продукты.

Вопрос. Допустимо ли супружество в вашей традиции? Являетесь ли вы супругами, и что в этом случае дает вам практика осознавания?

Ответ Арни Котлера. Я был монахом японской традиции, которая не предполагает пожизненного безбрачия. Тереза и я встретились в дзэнской общине и стали супругами.

Ответ Терезы Фитцджеральд. Совместная практика осознанности скрепляет семейные узы. Она помогает преодолевать тяготы и трудные периоды жизни. Я чувствую большую поддержку мужа в совместной жизни. Вместе легче и проповедовать Дхарму и легче преодолевать невзгоды.

Вопрос. Что наиболее важно в практике осознавания?

Ответ Арни Котлера. Наиболее важно начать выполнение практики и не оставлять ее до конца жизни.

Яндекс.Метрика